Общая характеристика образовательной модели Я. Корчака

По отношению к приоритетам интересов личности или общества в образовательном процессе Я. Корчак так же, как и Ж.-Ж. Руссо, твердо стоит на позиции приоритета личности:

«Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований».

Я. Корчак не приемлет положения, когда взрослые берут на себя право авторитарного управления жизнью и поведением детей.

Я. Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей:

  1. Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.
  2. Наблюдать ребенка.
  3. Не давить на ребенка.
  4. Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.
  5. Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.

С точки зрения Я. Корчака, воспитателям следует тщательно и всесторонне изучать детей длтого, чтобы педагоги могли наиболее эффективно помогать детскому развитию, творчески подстраиваясьпод этот процесс:

«Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!»

Я. Корчак всегда выступал как сторонник индивидуального воспитания (имеющего особое значение в современной образовательной практике), которому он придавал первостепенное значение в своей педагогической системе:

«И если я завтра встречаю группу детей, я уже сегодня обязан знать, кто они. Там будут ласковые, пассивные, добродушные, доверчивые ребята — вплоть до самых злостных, явно враждебных и полных двуличной инициативы или притворно уступчивых, конспиративно злостных малолетних преступников и интриганов. …Я призову к сотрудничеству положительные элементы ребячьей толпы, противопоставлю их злым силам. И только после того, как ясно представлю себе границы педагогических влияний на данном участке, разверну планомерную воспитательную работу».

В отличие от Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо, которые также были сторонниками индивидуального воспитания и считали целесообразным проводить его в определенной социальной изоляции («один воспитатель + один воспитанник»), Я. Корчак сумел организовать процесс индивидуального воспитания в групповой среде.

Он подчеркивал: «Дети имеют право жить группами и отдельно, своим умом и трудом».

Общая характеристика образовательной модели Я. Корчака
Я. Корчак крайне отрицательно относился к любым формам наказания ребенка:

«У меня наказаний нет», — говорит воспитатель, иногда и не подозревая, что не только есть, но и очень суровые. Нет темного карцера, но есть изоляция и лишение свободы. Поставит в угол, посадит за отдельный стол, не позволит съездить домой. Отберет мячик, магнит, картинку, пузырек из-под одеколона — значит есть и конфискация собственности. Запретит ложиться спать вместе со старшими, не позволит на праздник надеть новое платье — значит и лишение особых прав и льгот. Наконец, разве это не наказание, если воспитатель холоден, недружелюбен, недоволен?»

Образовательная модель Я. Корчака была ориентирована на развитие инициативы и самостоятельности каждого ребенка. Он, как и Дж. Локк, считал, что ни в коем случае нельзя ограничивать детскую активность, что эта естественная активность ребенка является важнейшим фактором его личностного развития:

«Мой принцип: “Пусть дитя грешит”. Не будем стараться предупреждать каждое движение, колеблется — подсказывать дорогу, оступится — лететь на помощь. Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не оказаться рядом».

Я. Корчак подчеркивает, что особенно эффективным средством развития инициативы могут быть детские собрания, если они проходят в «чистой и достойной моральной атмосфере», над созданием которой воспитателю следует много работать: «Ребенок должен знать,что он может взять слово, что это стоит делать, что это не вызовет гнева или неприязни, что его поймут».

Интересно
В отличие от А. С. Макаренко, считавшего, что «подготовка общих собраний, обработка отдельных выступлений, организация общественного мнения должны составлять главную работу педагогического коллектива», Я. Корчак был убежден, что «нет более бессмысленной комедии, чем нарочито подстроенные выборы и голосования с заранее известным результатом».

В отличие от Я. А. Коменского, предлагавшего следить за тем, чтобы воспитанники не читали никаких других книг, кроме учебных, и Ж.-Ж. Руссо, считавшего книги «наибольшим злом» для ребенка, Я. Корчак предоставлял детям
полную инициативу в выборе книг для чтения:

«Взрослые считают одни книги полезными, другие — вредными, те — умными, эти — глупыми. Я позволяю читать всякие книжки, не хочу, чтобы читали украдкой… И пусть ищет, и пусть ошибается и заблуждается, пока не нападет на общество доступных ему хороших книжек». 

Я. Корчак (в отличие от А. С. Макаренко) предоставлял воспитанникам полную инициативу в использовании заработанных денег, пусть даже не рациональном: главное для Я. Корчака, чтобы, проявляя инициативу и самостоятельность, совершая ошибки, ребенок набирался жизненного опыта — фактора, служащего его личностному развитию.

Развитие творческих способностей ребенка также занимало важное место в педагогической системе Я. Корчака. Детское творчество связывалось Я. Корчаком (как и Дж. Локком) не только с искусством или конструированием, но и прежде всего с таким естественным ежедневным занятием ребенка, как игра: «…я дам важное правило: “Не надо стыдиться играть. Детских игр нет”. …

Важно не то, во что играть, а как и что при этом думать и чувствовать. Можно умно играть в куклы и глупо по-детски играть в шахматы. Можно интересно и с большой фантазией играть в пожар или в поезд, в охоту или индейцев и бессмысленно читать книжки… Для игры нужен хороший товарищ и вдохновение, а значит, свобода.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)