Общая характеристика программированного обучения

Технологии программированного обучения зародились и сформировались на стыке педагогики, психологии и кибернетики в 60-х годах ХХ века. Их основателем является Б. Ф. Скиннер, известный представитель психолого-педагогической школы бихевиоризма.

Общая характеристика программированного обучения

Программированное обучение — это особое направление исследований, разработок и внедрения в учебный процесс новых способов обучения, педагогического воздействия и взаимодействия.

В основу технологии программированного обучения Б. Ф. Скиннер положил два основных требования:

  • во-первых, уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
  • во-вторых, перевести педагогическую систему на самообучение обучающихся.

Сущность этой технологии составляет обучение человека с использованием заранее разработанной программы управления (иногда ее называют программой обучения или программой самообучения) процессом усвоения знаний, формирования умений и навыков.

Сама программа составляется таким образом, что на каждой стадии учебного процесса четко обусловливаются объем и уровень тех знаний, умений и навыков, который должен быть на ней усвоен, а сам процесс освоения соответствующим образом контролируется.

Технология программированного обучения предусматривает прежде всего формулирование общей цели обучения и последовательности этапов, в процессе выполнения которых она может быть успешно достигнута. Для каждого этапа формируются определенные «порции» учебного материала, освоение которых и составляет промежуточную цель, предусматриваемую этим этапом.

Кроме этого, для каждого этапа разрабатываются вопросы, упражнения и контрольные задания, с помощью которых и появляется возможность объективного оценивания степени достижения обучающимся цели данного этапа.

Иными словами, при программированном обучении между преподавателем и обучающимся помещается обучающая программа, заложенное «обучающее устройство», которому и передаются функции управления усвоением знаний.

Интересно
При этом влияние личности педагога на развитие личности обучающегося может быть только опосредствованным. Учебный материал разбивается на небольшие по объему, логически завершенные учебные дозы или порции. После усвоения каждой дозы обучающийся отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный ответ на некоторое число заранее заготовленных преподавателем-программистом вопросов с вариантами ответов, либо с помощью заданных символов, букв, цифр конструирует ответ самостоятельно.

Если обучающийся дает правильный ответ, ему предлагается очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходимость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)