Общая характеристика образовательной модели Ш. А. Амонашвили

Основной особенностью гуманной образовательной модели является ее философская идея: «надо знать, что такое человек и какую цель мы ставим перед собой при его воспитании».

Ш. А. Амонашвили предлагает три постулата:

  1. Ребенок — это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно. Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.
  2. У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.
  3. Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме — весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и обучение должны способствовать этому процессу.

Фундамент гуманно-личностной педагогики был заложен святыми писаниями всех религий, учениями Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. К. Рериха, педагогикой сотрудничества.

«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», — эти слова советует ежедневно произносить педагогам и родителям Ш. А. Амонашвили.

Ш. А. Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников.

Общая характеристика образовательной модели Ш. А. Амонашвили

Его образовательная модель не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью.

Ш. А. Амонашвили придерживается таких принципов при работе с детьми:

  • любить ребенка;
  • очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
  • проживать в ребенке свое детство, т. е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.

Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что обучающиеся уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.

Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:

  • уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
  • быть деятельным оптимистом, верить в результат;
  • обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным

Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Ш. А. Амонашвили уверен, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

Школы Ш. А. Амонашвили всегда ставят перед собой такие задачи:

  • дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
  • сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
  • энергию детей умело перенаправить на занятия;
  • подстегивать познавательный инстинкт детей.

В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Ребенок соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.

Обучающиеся привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни.

Ш. А. Амонашвили указывает на то, что педагогика — это не наука, а искусство: недаром многие выдающиеся учителя придавали своим произведениям художественную форму, например, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко.

Интересно
По такому пути идет и Ш. А. Амонашвили. Его «Баллада о воспитании», «Истина школы», «Улыбка моя, где ты?» изобилуют притчами, обращениями к Всевышнему, обращениями к Ребенку (в большинстве случаев с большой буквы) как к носителю Света, Мудрости для родителей.

Поэтому порой в его трудах трудно найти четко сформулированную мысль — а вдруг это не его убеждение, а всего лишь литературный прием?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)