Общая характеристика образовательной модели Ф. В. А. Дистервега

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790–1866) — выдающийся немецкий педагог-демократ. Родился в городке Зигене в Вестфалии в семье судебного служащего. Как говорил сам ученый, еще будучи школьником он стал противником догматического обучения. Ф. В. А. Дистервег стал полностью поддерживать передовые педагогические убеждения И. Г. Песталоцци, и принял решение посвятить свою жизнь и карьеру образованию народа.

Общая характеристика образовательной модели Ф. В. А. Дистервега

Образовательная модель Ф. В. А. Дистервега считается традиционной.

Он был сторонником классно-урочной системы обучения. Для традиционной образовательной модели характерно бесконечное повторение одних и тех же упражнений, чтобы они лучше запоминались и доводились до автоматизма, копирование образцов поведения, принуждение, непреложность содержания, определенного традицией.

Ф. В. А. Дистервег ставил во главу угла «развивающе-воспитательное и образовательное обучение». Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Ф. В. А. Дистервег выделяет три ступени возрастного развития детей школьного возраста.

Для детей первой возрастной ступени, от 6 до 9 лет, характерны преобладание физической деятельности, сенсорного восприятия, повышенная резвость и склонность к игровой деятельности, к фантазии, любовь к сказкам. Отсюда первостепенное значение при обучении детей этой возрастной группы приобретает руководство чувственным познанием, упражнение чувств.

Школьники второй возрастной ступени, от 9 до 14 лет, отличаются развитием памяти и накоплением представлений. Важнейшая задача обучения на этом этапе состоит в приобщении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков.

Третья ступень в предлагавшейся схеме возрастного развития охватывала школьников от 14 и до 16 лет, когда у них, усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума.

Ф. В. А. Дистервег считал главной задачей обучения развитие умственных способностей детей. Он воспринимал настоящее как «продолжение жизни предыдущих поколений», будущее — как более совершенное настоящее, результат деятельности «просвещенного ума» и «чистого, благородного сердца». Свою веру в прогрессивное развитие человечества он связывал и с «Всемогущим Провидением», и с сознательной деятельностью человека, с его стремлением к добру, истине, красоте:

«Мы живем для того, чтобы на свете стало лучше».

Основными принципами воспитания Ф. В. А. Дистервег считал: природосообразность, культуросообразость и самодеятельность.

Использование принципа природосообразности в педагогике предполагает признание ценности и целесообразности природной организации человека. Принцип культуросообразности означает, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и где ему предстоит жить, ибо педагогика — часть человеческой культуры.

Самодеятельность Ф. В. А. Дистервег понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования, определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность обучающихся.

На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы обучающихся, укреплять их волю, формировать характер. Учитель должен иметь твердый характер. Ф. В. А. Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав ее основные требования в виде 33 законов и правил. Он выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения.

Ф. В. А. Дистервег впервые употребил термин «социальная педагогика».

Он открыл принципиально новое направление в социальной педагогике: социально-педагогическую поддержку особой социальной группе — учителям народных школ. Он издавал журнал «Рейнские листки» (1827–1866), которые можно рассматривать как первое издание по социальной педагогике. Таким образом, его можно считать одним из основателей социальной педагогики.

Интересно
Ф. В. А. Дистервег рассматривал социальную педагогику как «педагогическую помощь в определенных социальных условиях и ситуациях», например, помощь беспризорникам и малолетним правонарушителям.

Согласно Ф. В. А. Дистервегу, «любое обучение следует начинать, беря во внимание уровень развития обучающегося, и далее идти последовательно и непрерывно. Одним из основных принципов в процессе образования можно назвать принцип непрерывности». Ф. В. А. Дистервег трактует непрерывное обучение как обучение,

«…которое делает обучающегося способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета».

На принципе самостоятельности обучающегося основывается дидактика развивающего обучения Ф. В. А. Дистервега. Знаменитый педагог считал, что «главной, первостепенной задачей обучения является развитие умственных способностей обучающегося». Таким образом, он сделал акцент на важности формального обучения, в то же время не отрывая его от реальных знаний и материального образования.

Наиболее важными для интеллектуального развития обучающихся Ф. В. А. Дистервег считал такие дисциплины, как природоведение и математика. Огромное значение он придавал изучению детьми истории Отечества, языку, литературе и географии.

Как писал Ф. В. А. Дистервег в своих педагогических трудах,

«Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления — на ощущениях. Иначе они окажутся лишенными содержания, пустыми, а обозначающие их слова — пустословием».

Говоря о том, что характер и личность учителя рассматриваются всеми как источник подлинного духа школы, Ф. В. А. Дистервег задавался вопросом:

«Каково же главное средство, которое он применяет для достижения общих целей школы, выражающихся одним словом образование, а именно: есть ли это сумма дисциплинарных средств или самообучение?».

Отвечая на него, немецкий педагог главное значение придал обучению, силе влияния через обучение, а не чему-либо другому, находящемуся около или вне его, не дисциплинарному уставу, если под этим понимаются независимые от преподавания или обучения правила и мероприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)