Научно-методическая культура преподавателя как фактор инновационного развития высшего образования

Методическая работа является необходимой составляющей деятельности любого образовательного учреждения, в том числе высшей школы. Методическая работа представляет собой комплекс действий, направленных на совершенствование системы учебной работы в высшей школе с учётом состояния и перспектив развития предприятий, организаций, учреждений, для которых организация высшего образования готовит специалистов, на обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией, на повышение педагогического мастерства преподавателей, на разработку и внедрение педагогических инноваций в практику работы высшей школы.

Основная цель методической работы – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса в целях улучшения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется в вузе в формах: учебно-методической работы, научно-методической работы, организационно-методической работы. Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, наработанных в результате выполнения научно-методической работы, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

Учебно-методическая работа включает следующие виды работ: подготовка к лекционным, практическим, семинарским, лабораторным занятиям, учебной практике, составление и корректировка рабочих программ по дисциплинам, постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ, подбор и разработка дидактических материалов (наглядных пособий, плакатов, раздаточных материалов и др.), составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической документацией, составление документов по планированию учебного процесса (календарных планов дисциплин, графика самостоятельной работы студентов, графика прохождения практики и др.), взаимопосещение занятий, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий и т. п.

Научно-методическая работа направлена на перспективное развитие педагогического процесса, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств, технологий организации учебного процесса на основе проведения исследований и обобщения передового опыта.

Научно-методическая работа включает следующие виды деятельности:

  • выполнение диссертационных исследований по теории и методике профессионального образования (может также быть отнесено к научной работе),
  • выполнение научно-методических работ по проблемам высшего образования,
  • написание и подготовка к изданию монографий педагогической тематики, учебников и учебных пособий, научно-методических статей, подготовка докладов на научно-методические конференции,
  • научное редактирование учебников, учебных пособий, научно-методических статей и докладов,
  • рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных и других материалов,
  • работа в редколлегиях журналов соответствующего профиля,
  • работа в научно-методических советах и комиссиях в вузе и за его пределами,
  • участие в работе диссертационных советов психолого-педагогического профиля,
  • разработка новых образовательных технологий,
  • подготовка и анализ результатов научно-методических конференций.

Организационно-методическая работа – мероприятия по управлению методической работой. Организационно-методическая работа включает в себя следующие виды деятельности: проведение работы по профессиональной ориентации молодёжи при поступлении в вуз, работа в приёмной комиссии, подготовка материалов к заседаниям кафедры, Совета института, Ученого совета университета, работа в составе (в качестве председателя или члена) методической группы кафедры, методической комиссии института (факультета), Учебно-методического совета университета, организационно-методическая работа по заданиям органов управления образованием, участие в подготовке и организации работы конференций, семинаров, смотров, конкурсов, выставок.

Все три вида методической работы в высшей школе, решая специфические задачи, взаимосвязаны друг с другом. Профессионализм преподавателя сегодня, как никогда ранее, определяется не только знаниями и умениями по преподаваемой дисциплине, но научно-методической подготовленностью.

Научно-методическая культура рассматривается исследователями в качестве составляющей профессионально-педагогической культуры личности и связывается с научно-методической деятельностью преподавателя. Что же такое научно-методическая культура преподавателя высшей школы, с чем связано повышение ее значимости в настоящее время, в чем специфика научно-методической деятельности?

Как отмечает Ю. В. Подповетная, современная высшая школа оказалась в противоречивом положении: с одной стороны, она обусловливает научно-технический прогресс, а с другой – внутри самого образовательного процесса отчетливо проявляется тенденция стабильности, неизменности, внутреннее сопротивление инновационным явлениям в образовательной области, профессионально-педагогическая и научно-исследовательская подготовка преподавателей оказалась недостаточной для удовлетворения общественных и государственных требований.

Интересно
Научно-методическая культура преподавателя вуза представляет собой социально-профессиональную характеристику, отражающую в диалектическом единстве профессиональное самосознание, творческое мышление и научно-методические умения преподавателя и обеспечивающую высокий теоретический уровень его педагогической деятельности, научное осмысление используемых педагогических средств и, как следствие, результативность учебной деятельности студентов.

Содержание научно-методической культуры преподавателя вуза включает в себя совокупность ряда профессионально важных качеств и свойств личности (профессиональное самосознание, творческое мышление, научно-методические умения), наличие и степень развитости которых оказывает большое влияние на более или менее успешное выполнение преподавателем научно-методических функций.

Научно-методическая деятельность ‒ сторона профессиональной деятельности преподавателя вуза, в которой осуществляется научное осмысление преподавателем своей педагогической деятельности и создаются педагогические новшества, имеющие прикладное значение. Научно-методическая деятельность представляет собой единство трех видов деятельности преподавателя: методической, инновационной и научной, участие в которых обеспечивает его личностно-профессиональное развитие.

Приобретённые при этом научно-методические знания, умения и способности, творческое мышление и профессиональное самосознание позволяют преподавателю с научно обоснованной точки зрения определять и реализовывать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов. Поэтому активное участие преподавателя вуза в полноценной научно-методической работе в различных её проявлениях является одной из ключевых задач его профессионального развития.

Как отмечает А. А. Вербицкий, «… инновационный (передовой педагогический) опыт и развитая педагогическая (психолого-педагогическая) теория являются теми двумя органичными источниками, которые питают эволюционное развитие всей образовательной системы, обеспечивают становление новой образовательной парадигмы». В связи с вышесказанным подготовка и повышение квалификации педагогов высшей школы должны предусматривать развитие научно-методической культуры преподавателя вуза, овладение основами научно-педагогического исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)