Объекты антикризисного управления
Бизнес быстро меняется, это условие его постоянного развития. Вместе с тем происходят перемены и в сфере антикризисного управления, которое адаптируется к новым условиям.
На этапе становления антикризисное управление работало почти исключительно на уровне микроэкономики и рассматривало в качестве целей приложения своих усилий хозяйствующие субъекты, в отношении которых реализуются дела о банкротстве.
Данному толкованию соответствует, например, такое определение.
Однако быстро пришло понимание того, что выход из критической ситуации не должен зависеть от случая или от наличия/отсутствия на месте прирожденного антикризисного руководителя и что задача антикризисного управления не может ограничиваться простым выживанием.
Это повлекло за собой необходимость появления следующего определения.
Следующим этапом развития антикризисного управления явилось понимание того, что эффективность этого управления зависит от своевременной идентификации кризиса, т.е. от осознания ситуации именно как кризисной (требующей немедленного реагирования) и от выявления характера кризиса. В связи с этим определение еще более усложнилось:
Затем практика заставила антикризисное управление расшириться за счет прогностических и упреждающих функций в дополнение к трем предыдущим (идентификация кризиса, планирование и осуществление антикризисных мероприятий).
Оказалось, что даже если кризис нельзя точно предсказать, к нему можно заблаговременно подготовиться, тем самым сведя вероятность наступления кризиса и его последствия к минимуму:
Антикризисное управление представляет собой системное и постоянное осуществление мероприятий по:
- анализу и оценке потенциальных кризисов;
- разработке планов действий по предотвращению или преодолению этих кризисов;
- подготовке персонала к выполнению антикризисных планов;
- мониторингу внутренней и внешней среды на предмет выявления признаков кризисов;
- в случае необходимости — задействованию и эффективному осуществлению планов антикризисных мероприятий;
- нейтрализации последствий кризисов (рис. 3.1).
Из последнего определения следует, что: антикризисное управление — это комплекс мероприятий по анализу и оценке потенциальных кризисов, разработке планов антикризисных действий, выявлению признаков кризисов, реализации планов мероприятий по предупреждению и преодолению кризисов, ликвидации их последствий, недопущению кризисов в планируемой перспективе, использованию факторов кризиса для развития.
Это определение независимо от формы его изложения принципиально отличается от всех предыдущих тем, что если первые
представляли собой описание в общем виде образа действий по преодолению уже наступившего кризиса, то последнее нацелено на предупреждение потенциальных кризисов и на преодоление тех из них, которые из потенциальных стали реальными.
Последнее определение отображает современное состояние развития теории и практики антикризисного управления за рубежом.
Кроме этого, характеризуя антикризисное управление, следует отметить, что данный термин за рубежом применяется в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова предметом антикризисного управления (англ. crisis management) являются не только компании, фирмы, корпорации, но и процессы выведения из экономического кризиса экономик целых стран, решение проблем выхода из военно-политических кризисов, управление ситуациями после стихийных бедствий (ураганов, землетрясений) и т.д.
Главная цель антикризисного управления — обеспечить эффективное функционирование экономики в целом и ее отдельных
элементов вне зависимости от того, кому принадлежат хозяйствующие субъекты, составляющие эти элементы.
На мегауровне (мировая экономика) для противостояния глобальным кризисам, как показала практика, нужны согласованные действия лидеров и правительств многих государств, которые в этом случае становятся субъектами антикризисного управления.
стран — кризис представляет собой фазу экономического цикла — временной период. При этом вероятность полного разрушения макроэкономических систем крайне мала. Однако потери международного сообщества, населения различных стран, работников конкретных организаций — экономические, социальные, политические, геополитические – могут быть очень значительны и требуют ответственного реагирования со стороны органов управления экономическими системами всех уровней.
На макроуровне (экономики отдельных стран) субъектами антикризисного управления выступают их правительства.
Программе сочетались действия макроэкономичекого характера (бюджетная политика, антиинфляционные меры и др.) с мерами по сохранению финансовой системы государства, поддержке отраслей экономики и системообразующих организаций, предусматривалась реализация антикризисных мер в субъектах РФ.
В ряде стран были приняты программы гарантирования кратко- и среднесрочных (до трех—пяти лет) обязательств банков по межбанковским кредитам и выпущенным долговым ценным бумагам в целях преодоления кризиса доверия и активизации рынка капитала. Наиболее крупные программы были реализованы в Великобритании — на 250 млрд фунтов стерлингов; в Германии — на 400 млрд евро; во Франции — на 320 млрд евро.
Субъекты антикризисного управления на мезоуровне:
- регионы и города — в соответствии с правовыми и распорядительными документами функции антикризисных управляющих в России выполняют органы регионального и местного управления. Однако мировая практика антикризисного управления этого уровня демонстрирует и другие варианты: в США и Италии в соответствии с законодательством о банкротстве есть примеры введения внешнего управления территориями и населенными пунктами. Например, американский город Детройт, переживающий серьезные финансовые трудности, в марте 2013 г. перешел под контроль экстренного внешнего управляющего, назначенного властями штата Мичиган для выхода из кризиса;
- отрасли экономики — в качестве субъектов антикризисного управления должны выступать государственные органы власти,
обеспечивающие реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики. Одним из примеров является реализуемая в России с 2002 г. Программа финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций под контролем Министерства сельского хозяйства России1 - предпринимательские группы, которые включают несколько организаций, осуществляющих свою деятельность под единым централизованным управлением. В России до настоящего времени субъекты антикризисного управления этой категории социально-экономических систем не определены, в то время как в мировой практике существует опыт регулирования несостоятельности организаций, входящих в такие группы.
На микроуровне система антикризисного управления работает по двум основным направлениям — предупреждение банкротства и проведение процедур банкротства субъектов экономики.
Вместе с тем есть инструменты, которые используются только на данном уровне. Например, на уровне организаций выделяются следующие инструменты: управление собственностью, управление ресурсами, формирование корпоративной среды и др.
При этом следует отметить,что указанные инструменты не являются специфическими для антикризисного управления и применяются при управлении организациями вне зависимости от кризиса.
Специфическим инструментом, применяемым на микроуровне, является институт саморегулирования деятельности арбитражных управляющих.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что на современном этапе развития антикризисного управления в качестве объектов антикризисного управления следует рассматривать не только отдельные организации, но и социально-экономические системы различного уровня:
- на микроуровне — организации, фирмы, компании;
- на мезоуровне — отрасли, региональные экономические системы, крупные корпорации, предпринимательские группы;
- на макроуровне — экономика страны;
- на мегауровне — мировая экономика.
Антикризисное управление применяется и на уровне физического лица. Очевидно, что трансформация и расширение объектов антикризисного управления не могли не привести к соответствующим изменениям субъектов антикризисного управления.
Прежнее понимание того, что субъектами антикризисного управления являются менеджеры отдельных хозяйствующих субъектов и арбитражные управляющие, очевидно, устарело и не отражает всей существующей практики антикризисного управления.
- Варианты осуществления трансграничной процедуры в несостоятельности ЕС
- Финансовое законодательство о банкротстве
- Антикризисное управление в Южной Корее, Малайзии и Тайланде
- Антикризисное управление в Японии
- Международные подходы к определению целей и задач систем несостоятельности
- Роль государства в антикризисном управлении
- Презентация плана антикризисных мероприятий
- Условия разработки плана антикризисных мероприятий
- Агрегация и консолидация информации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу