Механизмы предсказания кризисов и банкротств

Важнейшей составляющей зарубежной практики антикризисного управления является предсказание кризисов и банкротств. В настоящее время известны два основных подхода к предсказанию банкротства.

Первый базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами: Z-коэффициентом Альтмана (США), коэффициентом Таффлера (Великобритания) и другими, а также умение «читать баланс».

Второй подход основывается на данных по обанкротившимся компаниям и на сравнении этих данных с соответствующими данными исследуемой компании.

Первый подход, эффективный при прогнозировании банкротства, имеет три существенных недостатка:

  • компании, испытывающие трудности, всячески задерживают публикацию своих отчетов, и, таким образом, конкретные данные могут годами оставаться недоступными;
  • даже опубликованные данные могут оказаться «творчески обработанными», что требует особого умения, чтобы выделить
    массивы подправленных данных и оценить степень завуалированности;
  • некоторые соотношения, выведенные по данным деятельности фирмы, могут свидетельствовать о неплатежеспособности, в то время как другие—давать основания для заключения о стабильности или даже некотором улучшении. В таких условиях трудно судить о реальном состоянии дел.

Второй подход основан на сравнении признаков уже обанкротившейся фирмы с таковыми же признаками «подозрительной»
компании. Однако опубликованные списки обанкротившихся компаний содержат их описание по десяткам показателей, но не упорядочивают эти данные по степени важности, отсутствует последовательность. Попыткой компенсировать эти недостатки является метод балльной оценки (А-счет Аргенти).

Интересно
Однако ни одна из вышеперечисленных методик не может претендовать на использование в качестве универсальной по причине «специализации» на каком-либо одном виде кризиса. Поэтому представляется целесообразным отслеживание динамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выбор конкретных методик должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работает фирма. Более того, даже сами методики могут и должны подвергаться корректировке с учетом специфики стран и отраслей.

Для получения более точного прогноза американская практика рекомендует принимать во внимание уровень и тенденцию изменения рентабельности проданной продукции, так как данный показатель существенно влияет на финансовую устойчивость фирмы.

Это позволяет одновременно сравнивать показатель риска банкротства (Ci) и уровень рентабельности продаж продукции.

Если первый показатель находится в безопасных границах и уровень рентабельности продукции достаточно высок, то вероятность банкротства крайне незначительная.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)