Необходимость и особенности организации службы закупок

В силу специфики закупочной деятельности, ее важности в деятельности компании исторически сложилось выделение закупочной деятельности в отдельные функциональные подразделения.

Эти подразделения могут называться: отдел материально-технического снабжения, отдел закупок, служба закупок, департамент снабжения и т.п. С развитием интегрированной логистики и SCM подразделения логистики все больше становятся частью департаментов логистики и SCM.

Это связано со следующими причинами:

  • идентичность объектов управления – основные (материальные) и сопутствующие потоки;
  • концепция управления добавленной ценностью в цепи поставок с позиций удовлетворения требований конечных потребителей;
  • необходимость оптимизации параметров потоков на основе критерия общих затрат;
  • задача межфункциональной координации снабжения с другими функциональными областями бизнеса;
  • развитие процессного подхода к управлению.

В основу определения организационной структуры управления закупками должны быть следующие принципы:

  • малозвенность в управлении;
  • гибкость;
  • эффективная система связи;
  • принцип единоначалия;
  • четкое разграничение функций.

В большинстве российских компаний сегодня преобладают линейно-функциональные организационные структуры управления. В рамках таких структур отдел снабжения является самостоятельным подразделением, которому выделяется бюджет на закупки предметов.

Служба снабжения (закупок) обычно подчиняется коммерческому директору и может иметь в своем составе следующие элементы:

  • подразделение по закупке основных материалов и комплектующих;
  • подразделение по закупке вспомогательных материалов, инструмента и оснастки;
  • подразделение по закупке запасных частей для ремонта технологического оборудования;
  • группа планирования и отслеживания доставки закупаемой продукции;
  • подразделение таможенной очистки;
  • отдел комплектации заказов на производство;
  • группа анализа рынка и работы с поставщиками;
  • транспортно-экспедиционный отдел (транспортный цех, отдел внутризаводской транспортировки);
  • отдел управления складированием и грузопереработкой (складское хозяйство);
  • группа контроля и управления качеством материальных ресурсов; группа по работе с контрагентами по доставке;
  • группа учета и экономического анализа закупок и др.

Другой организационной структурой является дивизиональные структуры. Здесь часть или все штабные функции делегируются структурным подразделениям компании. Дивизиональная организационная структура подразумевает соединение отдельных выделенных по определенному критерию структур. Основные штабные функции управления осуществляются из центрального офиса компании.

Службы закупок в компании могут быть построены централизованно и децентрализованно. Если компания подходит к процессу с позиции децентрализации (рисунок 7), служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Преимуществом такого подхода является тот факт, что пользователь лучше знает потребности отдела, чем кто-либо другой.

Необходимость и особенности организации службы закупок

Преимущества:

  • пользователь лучше знает потребность отдела, чем кто-либо другой;
  • возможность более быстрого удовлетворения потребности в материальных ресурсах.

Недостатки:

  • решая оперативные вопросы, служащие могут не заметить тенденции изменений планирования организации в целом;
  • недостаточный профессионализм служащих и проблемы определения возможностей снабжения;
  • ни одно подразделение не может быть достаточно большим для того, чтобы проводить функциональный анализ в таких областях, как работа с таможней, транспортные услуги, складирование, управление запасом, анализ закупок и т.п.

При осуществлении закупок централизованным путем (рисунок 8) назначается конкретное лицо или создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех отделов.

Необходимость и особенности организации службы закупок

Преимущества централизованных закупок:

  • простота стандартизации купленных материальных ресурсов или готовой продукции;
  • отсутствие административного дублирования;
  • возможность совместного (несколькими отделами компании) размещения заказа у поставщика с целью получения скидок за большой объем заказа;
  • лучший контроль за выполнением обязательств по закупкам;
    развитие профессиональных навыков специалистов по закупкам за счет специализации, профессионального принятия решений и лучшего использования времени.
  • координация связанных между собой видов деятельности для сокращения затрат на транспортировку, хранение и обслуживание;
  • наличие единой точки контактов с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг;
  • концентрация ответственности за снабжение, что облегчает осуществление управленческого контроля.

Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция.

Внутри самого отдела закупок функции часто подвергаются дальнейшей специализации и развитию профессионализма как результата специализации. В крупных организациях обычное разделение функций происходит по четырем специальным направлениям:

Необходимость и особенности организации службы закупокПолная централизация управления снабжением по отдельным дивизионам позволяет добиться высокой степени гибкости и оптимизации закупочных процессов, но не использует до конца потенциал интеграции снабжения в SCM.

Определенным компромиссом является многоступенчатая организация управления закупками: центральный офис обеспечивает планирование, бюджетирование, управление поставщиками, а децентрализованные подразделения снабжения в конкретных дивизионах отвечают за интеграцию процессов и задач управления закупками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)