Методы выбора поставщика

При выборе поставщика можно воспользоваться одним из следующих методов. Метод “Идеальный поставщик”. Состоит в том, что определяется показатель идеального поставщика, и каждый из потенциальных поставщиков сравнивается с идеалом.

Метод доминирующих характеристик. Заключается в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество данного метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.

Метод оценки затрат (затратно-коэффициентный или “методом миссий”). Метод заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий).

Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). По существу, здесь имеет место быть разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости.

Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки, поскольку позволяет определять “стоимость” выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа значительного объема информации по каждому поставщику.

Метод категорий предпочтения. В этом случае оценка поставщика (в том числе и выбор способа его оценки) зависит от информации, стекающейся из многих подразделений компании.

Инженерные службы делают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологичную продукцию и могут компетентно судить о ее качестве; диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов; производственные отделы дают заключение о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе.

Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, что позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для компании, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Метод рейтинговых оценок (балльный метод). Наиболее распространенный метод выбора поставщика. Является разновидностью метода категорий предпочтения. В основе балльного метода лежит оценка каждого поставщика по балльной шкале.

Весомость каждого фактора определяется менеджером, выбирающим поставщика. Рейтинг поставщика рассчитывается как общая сумма произведений оценки поставщика по каждому фактору и весомости этого фактора (таблица 7).

Методы выбора поставщика

Метод попарных сравнений имеет несколько модификаций. Один из них – это вариант “лучше-хуже”. В его основе лежит система оценок 0,8 и 1,2. Это означает, что если один поставщик лучше другого по оцениваемому критерию (фактору), то он получает оценку 1,2, а другой – 0,8. Подобным образом оценивается и весомость факторов. Сравнение поставщиков производится по строкам. По диагонали матрицы смежности, как правило, оценка равна 1, так как поставщики оцениваются относительно самих себя.

Интересно
В результате обработки полученной матрицы определяют рейтинг поставщика. Основным недостатком данной модификации метода попарных сравнений является то, что система оценок не позволяет при необходимости указать, насколько один поставщик или фактор лучше или важнее в конкретной ситуации.

Еще один метод оценки поставщиков часто называют логистическим. В его основе лежит логистическая кривая, которая является итогом дополнительных затрат на поставку. В случае превышения прибыльности от смены поставщика над дополнительными затратами на организацию новой поставки делается выбор в пользу нового сотрудничества.

Статистический метод оценки поставщиков, который основан на статистике показателей их работы по определенным критериям (цена, качество, надежность и др.), позволяет произвести отбор поставщиков с учетом динамики этих показателей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)