Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить

Одним из стратегических решений в закупочной логистике на предприятии является выбор между двумя альтернативами: изготавливать комплектующие самим или закупать их на стороне. Данные решения принимаются в рамках задачи “сделать или купить”. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием “Make-or-Buy Problem”, или, сокращенно, “задача MOB”.

Решение данной задачи зависит от ряда внешних и внутренних факторов и лежит в поле рассмотрения стратегических задач предприятия, поскольку выбор того или иного варианта в значительной степени влияет на особенности функционирования логистической и производственной систем, на взаимодействие с поставщиками, а в конечном счете на затраты и прибыль.

К внешним факторам производства относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь. К внутренним факторам производства относятся условия, сложившиеся на самом предприятии. В узком смысле “задача MOB” представляет собой непосредственно выбор в области закупочной деятельности предприятия.

Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:

  • потребность в комплектующем изделии не велика;
  • отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
  • отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

  • потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;
  • комплектующие изделия могут быть изготовлены на имеющемся
    оборудовании.

В общем виде основные причины принятия решения “делать” или “покупать” представлены в таблице 4.

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить

Задача “сделать или купить” разбивается на две части по два этапа в каждой. Часть 1. Покупать материалы у производителя или производить их на своем предприятии, т.е. решение задачи “Make-or-Buy” – “сделать или купить” (табл. 3.2).

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить

Часть 2. Купить у производителя или у посредника (таблица 5).

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить

Таким образом, основным критерием принятия решения является сравнение совокупных затрат, связанных с собственным производством, и затрат, связанных с закупкой. При решении задачи “сделать или купить” применяется модель общих затрат (Total Cost of Ownership – ТСО), в которой, кроме отпускной цены поставщика, учитываются оптовые скидки, условия оплаты и размер транспортно-заготовительных расходов, которые, в свою очередь, определяются видом транспорта и типом подвижного состава. Кроме того, в общих затратах учитываются маркетинговые и транзакционные затраты, связанные с анализом рынка товаров и услуг, а также с выстраиванием взаимодействия с поставщиками.

Аналитическое решение задачи “сделать или купить” представляет собой решение системы уравнений и нахождение равновесного объема производства или “точки смены решения”. Затраты на закупку (PC, от англ. procurement costs) в основном состоят только из переменных издержек и определяются ценой поставщика, а также могут включать в себя логистические затраты по доставке, переработке и хранению закупаемой продукции.

Затраты на собственное производство состоят из постоянных и переменных производственных издержек и возможных капитальных затрат на организацию производства. К переменным производственным издержкам относятся, например, стоимость сырья, рабочей силы, энергии; к постоянным – накладные расходы, величина амортизационных отчислений, платежи по кредитам и пр.; к капитальным – затраты на покупку, доставку, монтаж оборудования, обучение рабочих и др.

Капитальные затраты включаются в состав текущих производственных издержек в процессе амортизации. Кроме указанного, в зависимости от объема закупки будут изменяться и затраты на доставку (при поставке партии объемом меньше, чем грузовик, контейнер, вагон, затраты на доставку могут быть одинаковыми вне зависимости от наполняемости транспортного средства или контейнера), и затраты на хранение приобретенной партии. Также необходимо учесть, что поставщики товаров и услуг могут предоставлять скидки в зависимости от объема заказа.

Таким образом, если потребность в ресурсе превышает Q*, стоит наладить собственное производство, а в противном случае целесообразно закупать ресурсы. Рассматриваемую задачу можно решить графически. График строят в следующих координатах: x – потребность в ресурсе, y – затраты.

Ранее рассматриваемые выражения для расчета затрат можем представить как линейные функции:

  • PC – функция затрат на закупку, прямо пропорциональна потребности,
    строится по двум точкам при известных Q и P;
  • VC – функция переменных издержек на производство, прямо пропорциональна потребности, строится по двум точкам при известных Q и AVC;
  • FC – функция постоянных издержек производства, не зависит от объема производства, строится параллельно оси абсцисс;
  • TC – функция общих издержек производства, строится из точки пересечения функции
  • FC и оси ординат параллельно линии VC.

Описанные зависимости представлены на рисунке 6.

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить

Точка пересечения линий TC и PC соответствует “точке смены решения”. Значения потребности левее данной точки соответствуют решению о закупке, правее – решению о собственном производстве.

В расширенном понимании стратегический аспект решения задачи “сделать или купить” представляет собой выбор между двумя альтернативными логистическими стратегиями: инсорсинга и аутсорсинга. Таким образом, задача “сделать или купить” представляет класс задач по принятию альтернативных стратегических решений. В частности, это касается выбора между собственным наемным транспортом, между собственным складом и складом общего пользования и т.д.

Решение задачи “сделать или купить” является многокритериальным, и для принятия стратегического решения выбора одной из альтернатив простого сопоставления затрат недостаточно. Также решение данной проблемы возможно с применением математических методов и моделей, в частности с помощью моделей теории игр.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)