Стратегическое управление взаимоотношениями с поставщиками
Управление поставщиками (SRM – Supplier Relationship Management) – это организация, управление и создание “портфеля (базы) поставщиков”, благодаря чему обеспечиваются три вида деятельности:
- управление базой поставщиков;
- воздействие на поставщиков;
- интеграция поставщиков.
База поставщиков отражает количество, характеристики, адреса поставщиков, которые снабжают предприятие сырьем и материалами. Данные этой базы могут быть организованы по группам товаров или поставщиков либо содержать информацию обо всех поставщиках, с которыми работает предприятие.
Типовые целевые стратегические показатели формирования базы поставщиков:
- количество поставщиков (на переднем плане стоит оптимизация, т.е. увеличение или уменьшение количества поставщиков);
- состав поставщиков (целью является выбор такой комбинации поставщиков, которая соответствовала бы будущим требованиям, предъявляемым к поставщикам в области технологической и производственной компетенции);
- типы отношений (в “портфеле (базе) поставщиков” должны присутствовать оба типа отношений: построенные по принципу экономической целесообразности и партнерские);
- региональное распределение поставщиков (база поставщиков может быть составлена в соответствии с долями присутствия в ней международных поставщиков и их региональных подразделений);
- риски, связанные с поставщиками (каждое отношение с поставщиком содержит в себе риск, что поставщик не произведет требуемые поставки);
- доля поставщиков, имеющих сертификацию по нормам ISO 9001.
Управление базой поставщиков предполагает следующие действия:
- оптимизацию количества поставщиков;
- сегментацию базы поставщиков;
- составление характеристик поставщиков;
- выбор поставщиков;
- управление ведущими (ключевыми) поставщиками;
- привлечение к работе с поставщиками высшего управленческого звена;
- проведение оценки поставщиков;
- проведение аудита поставщиков;
- установление связи с поставщиками;
- организацию графика встреч с поставщиками;
- награждение поставщиков.
Управление базой поставщиков подразумевает также определение их оптимального количества. В случае неоправданно большой базы поставщиков целесообразно ее сокращение.
Цели снижения количества поставщиков:
- эффективная организация цепочки создания стоимости;
- создание пулов (консорциумов), объединенных объемов закупок;
- снижение затрат на аудит в снабжении;
- снижение складских запасов;
- возможность выборочного создания партнерских отношений с поставщиками;
- концентрация незначительных ресурсов на управлении наиболее мощными поставщиками;
- концентрация на деловых отношениях с поставщиками, сертифицированными в соответствии с нормами ISO 9001.
Процесс снижения количества поставщиков должен проводиться по каждой группе товаров. Цели направления воздействий на поставщиков определяются на основе анализа расхождений между требованиями к поставщикам и эффективностью их поставок.
В зависимости от степени такого расхождения возможны следующие альтернативы:
- смена поставщика;
- воздействие на существующего поставщика;
- начало работы с потенциальным поставщиком;
- приобретение предприятия-поставщика (инсорсинг).
В результате интенсификации взаимодействия отношения сторон проходят путь от соперничества к партнерству. Конечная стадия процесса называется “интеграцией поставщиков”. Концепция интеграции поставщиков, весьма популярная в настоящее время, исходит из того, что потребители и необходимые им поставщики сырья, материалов, комплектующих и упаковки в ходе совместной работы могут лучше оценить затраты, количество и сроки поставок. Интеграция поставщиков производится для снижения издержек и времени бизнес-процессов, а также повышения их качества.
Можно выделить различные тенденции интеграции с поставщиками:
- интегрированные операции (прежде всего, должно осуществляться регулирование решающих операций, таких как разработка новых товаров, возобновление запаса материалов и оплата за счет создания группы по развитию поставщиков). Задача этих групп состоит в сотрудничестве с поставщиками с целью изучения способов регулирования взаимоотношений (например, поиск возможностей создания общего “информационного канала” между производителем и потребителем или разработка общих идентификационных кодов изделия);
- синхронное производство (прозрачность информации, идущей как вверх, так и вниз по цепочке, является необходимым фактором для синхронизации деятельности).
Например, у поставщика должен быть доступ к предварительному производственному плану-графику потребителя, а заказчик должен иметь возможность заглянуть “на склад” к поставщику. Виртуальная цепочка поставок связывает партнеров посредством общей информационной системы и позволяет видеть всю цепочку, таким образом, информация “заменяет” запасы.
Еще один подход, направленный на улучшение синхронных операций в цепочке поставок – это управляемый поставщиком запас товаров (VMI – Vendor-managed Inventory). В данном случае поставщик берет на себя ответственность за планирование и контроль запасов клиента.
Преимущество состоит в том, что благодаря обмену информацией устраняется большая доля неопределенности в цепочке поставок. Тем самым значительно снижается потребность в страховых резервных запасах. Завершающий этап развития взаимоотношений с поставщиками-мониторинг эффективности взаимодействия с поставщиками и бенчмаркинг.
- Функции и направления деятельности отдела закупок предприятия
- Взаимодействие отдела закупок с другими функциональными подразделениями компании
- Взаимоотношения между сферами менеджмента фирмы при управлении закупками
- Организационное построение службы закупок
- Необходимость и особенности организации службы закупок
- Основные стратегии закупок и их характерные особенности
- Методы выбора поставщика
- Стратегический подход к выбору источников удовлетворения потребностей при организации закупок
- Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу