Мотивация учения

Мотив – то, что побуждает деятельность, ради чего она совершается. В роли мотивов выступают потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Мотивы учения ‒ субъективно переживаемые и принятые обучаемым побуждения к осуществлению учебно-познавательной деятельности, эмоционально окрашенное отношение к процессу познания, общения с педагогом, сверстниками, к себе как субъекту учения. Мотивация – система (совокупность) мотивов. Мотивация – процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Мотивация учения – совокупность мотивов учебной деятельности учащегося.

Мотивы учения весьма разнообразны, к ним могут быть отнесены:

  • познавательные (определяют отношение учащихся к содержанию образования, интерес к новым фактам и явлениям, желание учиться и больше знать);
  • социальные (проявляются в стремлении быть полезным обществу, людям, не расстраивать своих близких);
  • профессиональные (получение профессии и достойной работы в избранной профессиональной сфере)
  • позиционные ‒ мотивы престижа (стремление занять достойное место среди других в учебной группе, карьерный рост);
  • самообразования и собственного роста, самосовершенствования (желание быть умнее, больше знать и уметь), самореализации;
  • корыстные (продлить «счастливое детство», получить диплом, получать стипендию, освободиться от службы в армии, не противоречить родителям и т. п.).

Среди мотивов учения особое место занимает познавательный интерес. Познавательный интерес – положительное эмоционально окрашенное отношение к процессу познания и его результатам.

Г. И. Щукина выделяет следующие основные условия, соблюдение которых учителем способствует управлению и развитию познавательного интереса у школьников:

  • максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
  • осуществление учебного процесса на оптимальном уровне развития обучающихся;
  • создание эмоциональной атмосферы обучения, положительного эмоционального тонуса учебного процесса;
  • благоприятное общение в учебном процессе, основанное на педагогике сотрудничества.

Данные условия относятся и к высшему образованию, естественно, с поправкой на возрастные особенности обучающихся и профессиональную направленность образования. С учетом сказанного стимулы формирования и развития познавательного интереса обучающихся в высшей школе можно подразделить на 4 группы.

Стимулы, связанные с особенностями личности преподавателя:

  • увлеченность предметом;
  • увлеченность преподаванием;
  • живость, эмоциональность;
  • логичность, доказательность рассуждений;
  • наличие опыта практической работы по специальности;
  • заинтересованность в успехах студентов;
  • разнообразие интересов;
  • чувство юмора;
  • артистизм.

Стимулы, связанные с содержанием учебного материала:

  • профессиональная направленность содержания;
  • доступность учебного материала;
  • яркие факты, занимательный материал;
  • примеры из собственного опыта работы;
  • проблемность (использование доступных и значимых для студентов учебных проблем);
  • показ перспектив в обучении;
  • значимость материала в жизни обучающихся;
  • использование практического (жизненного) опыта студентов;
  • показ связи с учебными и производственными практиками;
  • открытость информации;
  • формирование умений и навыков учебного труда (составить план, написать конспект и др.), интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, доказательство, обобщение и т. п.), обеспечивающих успешность учебной работы.

Стимулы, связанные с организацией деятельности студентов:

  • разнообразие методов, приёмов, форм, технологий организации деятельности обучающихся;
  • свобода выбора;
  • игра, соревновательность;
  • наглядность, использование ярких художественных средств;
  • дискуссионность;
  • практическая направленность процесса обучения;
  • организация деятельности в контексте профессиональной;
  • создание ситуации успеха;
  • поощрение достижений;
  • использование других интересов.

Стимулы, связанные с особенностями группы:

  • интеллектуальный фон группы;
  • уровень проявления интереса к учению в группе;
  • наличие других мотивов, принятых в группе.

Приведенные перечни стимулов реализации и развития интереса студентов к познанию являются открытыми, т. е. могут быть дополнены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)