Методы финансового анализа, используемые в целях контроля над исполнением финансовых планов компании

Финансовый анализ есть метод познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности.

Результатом финансового анализа является оценка финансового благополучия предприятия, состояния его имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота всего капитала и его деятельных частей, доходности используемых средств.

Финансовый анализ – один из основных инструментов финансового менеджмента, позволяющий провести оценку эффективности уже исполненных проектов (анализ бухгалтерской отчетности, исполненных бюджетов), реализуемых в настоящее время проектов (по текущим операционным отчетам и промежуточной финансовой отчетности), ну и, конечно же, предстоящих проектов.

Наиболее распространенные методы финансового анализа, используемые для оценки эффективности исполнения финансовых планов:

 

  1. Расчет и анализ отклонений. Отклонения рассчитываются, как разница между бюджетными и фактическими значениями. В случае положительной разницы можно говорить об экономии, в случае отрицательной – о перерасходе, либо о выполнении или не выполнении какого-либо показателя. Однако здесь надо помнить о гибкости финансовых планов, как было рассмотрено выше
  2. Коэффициентный анализ. Является наиболее распространенным методом и представляет собой расчет и дальнейшую интерпретацию относительных показателей. Относительные показатели определяются соотношением абсолютных показателей тех статей финансовой отчетности, которые находятся в устойчивой взаимосвязи (например, доход от реализации и задолженность покупателей). Часто используемые коэффициенты включают в себя оценку ликвидности и платежеспособности, оценку финансовой устойчивости, коэффициенты, оценивающие капитализацию, коэффициенты финансовой зависимости, оценку рентабельности.
  3. Индексный (горизонтальный) анализ. Сравнение каждой позиции отчетности с базовым периодом на основе расчета индексов. Индексы рассчитываются путем деления значений текущего периода на значения базового периода. При росте значения по сравнению с базой, индекс будет больше единицы, если меньше – это говорит о снижении показателя.
  4. Структурный (вертикальный) анализ. Определение структуры финансовых показателей и выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Например, может быть подсчитана доля статьи «Денежные средства» в общем объеме активов, ресурсов предприятия. Или доля статьи «Расходы по налогу на прибыль» в доходе от реализации.
  5. Трендовый анализ. Является продолжением индексного анализа с целью выявления тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Рассчитывается для ряда периодов с учетом корректировок на статьи, не отражающие суть операций.
  6. Сравнительный анализ. Сравнение финансовых показателей отдельных подразделений предприятия или показателей предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми данными. Необходим доступ к отчетности конкурирующих компаний, данным государственных и негосударственных организаций, занимающихся сбором и подготовкой статистических данных.

 

Факторный анализ. Анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель (на-
пример, на прибыль). Может быть, как прямым (собственно анализ, дробление показателя на составные части), так и обратным (синтез, соединение отдельных элементов в результат).

Является более сложной модификацией анализа отклонений. Например, отклонение затрат на материалы производственного предприятия может зависеть от таких факторов, как цена покупки материалов, эффективность использования материалов (расход материала на единицу произведенной продукции), превышения брака над нормативным значением и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)