Становление и развитие системы оценки деятельности органов корпоративного управления

История оценки деятельности органов корпоративного управления теоретически берет свое начало с оценки работы менеджмента компании советом директоров и акционерами в соответствии с установленными процедурами заслушивания и оценки его деятельности по представленной отчетности и результатам деятельности.

Эта процедура появилась достаточно давно, можно считать, со времени начала формирования органов корпоративного управления. История свидетельствует, что в Голландской Ост-Индской компании, образованной в 1602 г., был создан орган, напоминающий совет директоров.

А с 1622 года появляется особый орган в лице двух «главных участников» (тогда не все участники были равны), которые были обязаны ежегодно производить ревизию деятельности компании и проверять ее общую отчетность.

Таким образом, с определенной долей условности можно утверждать, что иерархическая подчиненность одних органов корпоративного управления другим сама собой создает систему оценки деятельности вышестоящими органами нижестоящих.

Вместе с тем, на практике все оказалось совсем не так. Классически построенная и выверенная система оценки деятельности органов корпоративного управления появилась сравнительно недавно и началась строиться с оценки деятельности самих советов директоров.

Впервые идея оценки советов директоров (СД) появилась в 1994 г. в докладе Комиссии «голубой ленты» в рамках деятельности Национальной ассоциации корпоративных директоров США.
Именно после его публикации данной проблеме стали уделять серьезное внимание. Сначала компании оценивали только деятельность СД в целом, и лишь спустя некоторое время перешли к оценке работы отдельных членов СД.

Вместе с тем, процедура оценки в тот период не получила должного распространения.
Кодексы наилучшей практики корпоративного управления для листинговых компаний в Великобритании и США (1998-1999) дали толчок развитию системы и практики оценки корпоративного управления в национальном масштабе и принятию такого рода кодексов по всему миру в 2000-2005 годах.

Они стали эталоном при мониторинге и выполнении корпоративной практики и политики на уровне компании и позволили решить такие задачи, как:

    • создание доверия со стороны инвесторов;
    • повышение стандартов и проведение реформ в корпоративном управлении;
    • предоставление эталонов для внедрения и оценки корпоративного управления на уровне компании.

«Принципы корпоративного управления ОЭСР», доработанные в 2004 году, и представившие
общие стандарты наилучшей практики корпоративного управления для стран с разной культурой, благодаря отсутствию в этих принципах излишней жесткости и конкретности, продолжили эту тему и развили принципы и подходы к оценке деятельности советов директоров.

Принципы применяются независимо от уровня концентрации собственности в стране, принятой в ней модели совета директоров и того, основана ли ее правовая система на традициях гражданского или общего права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)