Лекционно-семинарская система форм организации обучения

В профессиональном образовании используются классноурочная система организации обучения (в организациях среднего профессионального образования) и лекционно-семинарская (в организациях высшего образования). Лекционно-семинарская система форм организации обучения – совокупность взаимосвязанных форм обучения, ведущими в которой являются лекция и семинар. Она традиционно включает в себя следующие формы: лекция, семинар, экскурсия, практикум, конференция, самостоятельная работа, консультация, зачёт, экзамен.

Лекционно-семинарская система обеспечивает следующее:

  • организационное подразделение учебного процесса на отдельные звенья;
  • реализацию каждого звена через специализированные формы;
  • использование разных учебных группировок (потоки, группы, подгруппы, отдельные студенты).

При характеристике любой формы организации обучения, в том числе лекции и семинара, можно использовать следующие признаки, характеризующие порядок и режим совместной деятельности преподавателя и обучающихся:

  • состав обучающихся;
  • место проведения;
  • время проведения;
  • основная дидактическая цель;
  • способ руководства деятельностью студентов;
  • методы обучения;
  • основные виды деятельности студентов;
  • способы контроля.

Лекция – основная форма организации обучения в вузе. Слова «лекция» и «лектор» были известны еще в Древнем Риме. Патриции не утруждали себя непосредственным чтением, а пользовались для чтения услугами специального чтеца, который именовался лектором (в переводе с латинского «lectio» – чтение). Лекция как форма организации обучения сложилась в средневековых университетах Европы. Профессор поднимался на кафедру и, раскрыв лежащие там книги, написанные на латинском языке, читал их студентам. Книги были рукописными, большого размера, в тяжелых переплетах, дорогими и часто приковывались к кафедре цепями. Время от времени профессор отвлекался от текста и комментировал прочитанное, затем следовал диспут.

Интересно
В XVII–XVIII веках, особенно с развитием книгопечатания, лекция приобретает форму свободного устного изложения научного материала. В России лекционная форма была впервые введена в Московском университете, где вначале лекции читались на латинском, немецком и французском языках. Первым лектором, прочитавшим лекцию на русском языке, был М. В. Ломоносов.

В истории педагогики известны примеры лекционного мастерства выдающихся ученых – Т. Н. Грановского, Н. Е. Жуковского, Д. И. Менделеева, М. В. Остроградского, А. Г. Столетова, К. А. Тимирязева, И. М. Сеченова, А. Е. Ферсмана и др. С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний в университетах стали вводиться практические занятия, стимулирующие самостоятельность и активность студентов, приучающие применять полученные на лекциях знания. Появление новых форм обучения вызвало дискуссию о роли лекции в вузовском образовании.

Так, известный врач и просветитель Н. И. Пирогов предложил следующую методику: студенты читают предложенный материал самостоятельно, преподаватель на лекции отвечает на возникшие в процессе чтения вопросы. По мнению Н. И. Пирогова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, лекции нужны тогда, когда они незаменимы для слушателей, например, если материал еще не опубликован или лектор обладает талантом оратора и может тем самым возбуждать интерес к науке более чем книга, настоящее же университетское образование есть самообразование.

В 60-70 годах XX в. в вузах активно внедрялось программированное обучение, основанное на самостоятельной работе с программированными учебниками или с программами, введенными в обучающие машины. В этом случае роль лектора сводилась к чтению вводных, обобщающих и итоговых лекций. Однако увлечение программированным обучением было временным, и лекция вновь заняла свое ведущее место среди форм обучения в высшей школе. Даже краткий экскурс в историю образования показывает, что и в педагогической науке, и в образовательной практике лекция вызывала и вызывает неоднозначное отношение. Почему?

Лекция – форма организации обучения, в процессе которой преподаватель систематично и последовательно излагает научную информацию, студенты осуществляют её рецепцию и осознание.

В условиях разнообразия и доступности средств получения информации лекция, естественно, перестает играть роль основного источника знаний. Специалисты отмечают как положительные, так и отрицательные стороны вузовской лекции. К «минусам» лекций относят следующее: лекции приучают студентов к пассивному, некритическому восприятию чужих мыслей, отнимают много времени, ориентированы на определённый (средний) уровень подготовки студента при различиях восприятия информации разными людьми, недостаточное управление преподавателем познавательной деятельностью студентов, что часто ведёт к механическому записыванию обучающимися информации, недостаточно используется на лекциях основной канал получения информации – зрительный и т. п.

Сторонники лекционной формы организации обучения отмечают целый ряд её достоинств. Лекции обеспечивают систематичность и равномерность работы студентов в течение семестра. Лекция является экономным способом приобретения знаний студентами, так как лектор представляет научную информацию в обобщённом, систематизированном и адаптированном для восприятия виде.

Особое значение имеют лекции при разработке новых курсов, по которым еще нет учебников, а также в том случае, когда по основным проблемам курса имеются противоречивые, спорные концепции. Не следует забывать и о влиянии личности преподавателя, показывающего образец отношения к научному знанию, к чужому мнению, образец логики рассуждений, аргументации, решения проблем.

Незаменимо влияние личности преподавателя в преподавании дисциплин, требующих эмоционального воздействия на слушателей. Полезны лекции и для развития самого преподавателя: происходит совершенствование собственной научной подготовки, развиваются умения взаимодействия с аудиторией (расположить к себе собеседников, правильно спланировать содержание, выбирать средства, осуществлять обратную связь), оттачивается ораторское мастерство, происходит утверждение во взглядах и убеждениях.

Основные требования к современной лекции заключаются в следующем:

  • ориентация на становление научного мировоззрения студентов (раскрытие основных мировоззренческих идей);
  • целостность, логичность раскрытия темы;
  • проблемность;
  • ясность аргументации и научная доказательность выводов;
  • соответствие современному уровню развития науки и производственной сферы;
  • эмоциональность изложения;
  • использование педагогом разнообразных методических приемов для активизации познавательной деятельности студентов;
  • методическая обработка материала;
  • наглядность;
  • доступность для восприятия конкретной аудиторией.

Вузовская лекция складывается из трех основных частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть связана с формулированием цели и задач, краткой характеристикой проблемы, её актуальности, показом связей с предыдущими и последующими занятиями, представлением плана лекции. Основная часть заключается в изложении учебного материала, доказательствах, анализе, характеристике различных точек зрения, показе достоинств и недостатков объектов рассмотрения, показе и аргументировании своей позиции. В заключительной части формулируются выводы, даются установка для самостоятельной работы, методические советы, обеспечиваются ответы на вопросы студентов.

Лекционно-семинарская система форм организации обучения

Вузовская лекция, особенно в условиях утраты лекцией статуса основного источника информации для студентов и, соответственно, сокращения часов на лекционные занятия, требует от преподавателя тщательной подготовки (отбора наиболее значимой научной информации, её систематизации и адаптации для восприятия студентами, продумывания структуры лекции), обеспечения ориентации на становление научного мировоззрения студентов, реализацию связей с другими формами организации обучения. Сказанное иллюстрирует содержание таблицы 6.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)