Культура и социокультурная ситуация

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere ‒ возделывание, позднее ‒ воспитание, образование, развитие, почитание) ‒ понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Несмотря на широкое использование термина «культура», на сегодняшний день нет однозначной трактовки данного понятия. Очевидно, это связано со сложностью данного явления и его междисциплинарностью.

Культура является предметом изучения разных наук (философия, культурология, антропология, история, искусствознание, лингвистика, политология, этнология, психология, экономика, педагогика и др.), каждая из которых вносит свою лепту в понимание данного феномена. Понятие «культура», имея свою специфику, связано с рядом других понятий, а именно: природа, цивилизация, мировоззрение, образование, просвещение и другие. Разные науки акцентируют внимание на определённых аспектах данного понятия.

Ниже приводится ряд определений понятия культура, в которых отражены разные (выделенные шрифтом) характеристики феномена культуры:

  • Культура ‒ вся совокупность небиологических проявлений человека;
  • Культура ‒ совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека (Ю. М. Лотман);
  • Культура ‒ человеческая деятельность, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений;
  • Культура ‒ проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний);
  • Культура ‒ совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит ‒ существовать;
  • Культура ‒ практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей;
  • Культура ‒ исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (БСЭ);
  • Культура ‒ набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;
  • «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э. О. Уилсон);
  • Культура ‒ не только набор объектов или товаров, но и процессы, создающие эти товары и делающие их ценными, а также социальные отношения, в которых эти объекты используются.

В современных исследованиях выделяются различные типы и виды культуры. Интерес для педагогики представляет подразделение культуры на антропологическую, аксиологическую, информационно-семиотическую. Культура антропологическая ‒ со стороны деятельности – есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества.

Культура аксиологическая ‒ («аксиоc» ‒ ценность) ‒ ценностная оценка ‒ есть совокупность произведений человеческой деятельности, ценность которых общепризнана внутри определённых социальных систем, эта совокупность служит духовной основой и признаком для данной социальной организации. Культура информационно-семиотическая ‒ есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).

Рассматриваются также такие вариации культуры:

  • материальная и духовная;
  • материальная и символическая;
  • общечеловеческая и национальная;
  • «западная» и «восточная»;
  • массовая (попкультура) и элитарная;
  • «городская» и «сельская»;
  • «мужская» и «женская»;
  • культура разных исторических периодов (первобытная, античная, Возрождения, современная и т. п.);
  • культура общества (социума) и культура личности;
  • культура поколений (культура «отцов и детей»);
  • культура общая (познавательная, нравственная, коммуникативная, трудовая, художественно-эстетическая, физическая, экологическая) и культура профессиональная;
  • культура поведения, речевая, чувств и т. п.;
  • субкультуры (детская, молодежная и т. д.).

Интерес для педагогики имеют представления об адаптационной роли культурного развития человека и роли образования в её реализации.

Сказанное раскрывается в нижеследующих положениях:

  • Культура постоянно изменяется, люди могут изучать её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.
  • Уровень культуры личности определяет деятельность и поведение человека в обществе, его адаптацию к условиям общественной жизни.
  • Культура общества включает в себя образование, оказывает на него воздействие. С другой стороны, образование – важное средство становления внутренней культуры личности, как способности к воспроизводству и развитию культуры общества, возможности адаптации к жизни в обществе в условиях определённой культуры.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)