Культурные индустрии: аксиологический аспект

Итак, культурные индустрии в современном обществе понимаются в качестве специфического массового коммерциализированного производства знаков/символов/текстов, а креативные индустрии — как стандартизированный выпуск вообще любой продукции, основанной на интеллектуальной собственности.

Соответственно, в первом случае акцент смещен в сторону содержания продукции, ее смыслов и свойств, а во втором — наиболее важное значение имеет возможность извлечения прибыли из идеи.

В этой связи можно выделить еще один подход к определению границ между этими понятиями — аксиологический.

Культурные индустрии, предлагается считать базовыми, охватывающими главные виды культурной деятельности, а творческие индустрии — их производной, менее ценной в художественном, эстетическом, духовном плане и более утилитарной.

Опираясь, на сформированные в мировой практике модели культурных и креативных индустрий, можно рассматривать данные феномены как принципиально разные явления, но при этом нужно отметить, что граница между ними может быть очерчена только пунктирной линией.

Точно также в современном культурном процессе происходит размывание границ между массовым и элитарным.

Главное отличие — это преобладание в культурных индустриях культурного, созидательного содержания, в то время как в креативных индустриях преобладает индустриальное содержание, то есть факторы, подразумевающие экономический эффект от массового производства и распространения продукции.

Именно аксиологический подход позволяет завершить ряд признаков, дифференцирующих понятия, что наглядно представлено в таблице 2.

Культурные индустрии: аксиологический аспект

В этом отношении технологические свойства индустрий противопоставляются человеку, то есть культуре.

В современном мире технологии достигли такого сверхпредельного развития, что в своем нагромождении и усложнении они выступают по отношению к человечеству в качестве инородной и, возможно, даже угрожающей среды.

Как и окружающая природа, которую человек должен был на протяжении своего исторического пути осваивать и покорять, техника, какой бы совершенной она не была, хотя и создана человеком, не может отличить нравственное от безнравственного, моральное от аморального, гуманное от антигуманного.

Интересно
Любая технология может быть использована, как во благо, так и во вред. Именно нравственные проблемы выходят на первый план в цифровую эпоху, когда индустрии проникают во все сферы жизнедеятельности, даже те, которые всегда оставались в полном владении человеческого существа, как например, творчество и искусство.

Определение коммерческой заинтересованности в качестве приоритета и пренебрежение эстетическими и моральными критериями, приводит к проявлению негативных свойств культурных индустрий, угрожающих деградацией как отдельно взятой личности, так и в целом обществу.

Поэтому большое значение имеет соотнесенность продукции культурных индустрий с такими характеристиками, как реализация общечеловеческих и национальных ценностей, знание и уважение этических, религиозных традиций, соответствие эталонам произведений народного и профессионального искусства.

В связи с этим возникает необходимость разработки механизмов управления процессами развития культурных индустрий, которые способствовали бы раскрытию созидательного потенциала поточного массового производства культурной продукции и не допускали проявления агрессивных свойств.

Таким образом, разграничение культурных и креативных индустрий может мотивироваться не степенью государственного администрирования, а степенью соотношения художественности и коммерциализации.

В результате дифференциация по административному принципу становится не причиной, а следствием. Чем меньше духовной ценности, смыслов и их коннотаций содержит продукция, чем больше в ней прагматических функций, чем более она примитивна, скудна, проста, тем ближе она к сфере креативных индустрий.

Их продукт не претендует на уникальность, особенность, неповторимость все то, что придает ценность материальным вещам и нематериальным явлениям, которые одинаково могут выступать в качестве товара.

В продукции культурных индустрий перечисленные категории уникальности, особенности, неповторимости, присутствовать могут. Все это и определяет ценность каждого отдельного предмета и его отличие от ряда других подобных.

При этом нельзя отрицать, что ценность присутствует в любой продукции. Даже целлофановый пакет, который выдают в супермаркете, имеет свою ценность, и она может увеличиваться, если какие-то свойства выделяют его из многомиллионного множества таких же пакетов.

Несомненно, на степень ценности предмета влияет его тираж, возраст, качества и соотнесенность с другими предметами и явлениями.

В принципе, и пакет может стать музейным экспонатом, если, например, это первый целлофановый пакет в мире, единственный пакет, изготовленный из сверхтонкого и сверхпрочного пластика, или тот пакет, которым при жизни пользовалась известная личность.

Интересно
Ценность будет присутствовать в каждом созданном человеком предмете всегда, но она будет разной: от того уровня, который обозначается одной цифрой на ценнике, до того, который мы обозначаем как бесценный (в отношении шедевров искусства).

Продукция культурного воспроизводства (музыкальные, архитектурные, литературные и иные произведения) также может приобретать или утрачивать ценность в том или ином контексте.

Огромное значение в формировании разнообразия культурных индустрий сыграло распространение всеобщей грамотности и стремительное развитие информационных технологий, обеспечивающих распространение.

Если раньше искусство было уделом узкого общественного слоя интеллигенции, то сегодня фактически каждый житель планеты может проявлять себя в тех или иных талантах и, благодаря развитым каналам коммуникации, делиться со всем миром результатами своего творческого труда.

Именно эта вседоступность к возможности генерировать контент вызвала его естественное обесценивание. Теперь чтобы заслужить внимание потребителя нужно применять маркетинговые инструменты, искусственно повышающие ценность товара.

Говоря о ценностном аспекте нельзя не затронуть вопрос материальной стоимости продуктов индустриального производства.

В определенной степени она находится в зависимости от качества содержания, но не всегда ей соответствует, тем более, что ценности эстетического, нравственного или религиозного порядка не демонстрируют единообразие в разных культурах и порой даже у разных людей, принадлежащих одной культуре.

Экономические ценности считаются подвидом утилитарных и могут выражаться помимо стоимости в прибыльности, ликвидности, рентабельности и пр.

Собственно польза предмета изначально воспринималась как главная ценность, что стало основанием для развития аксиологической теории. Слова «ценность» и «цена» являются однокоренными, и это встречается во многих языках.

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)