Культурные, креативные, творческие индустрии: отличия и сходство

Понятие «креативные индустрии» впервые было сформулировано в 1994 году в Австралии, в отчете «Креативная нация: содружество культурной политики», где оно обсуждалось в контексте взаимодействия искусства и коммуникационных технологий. Эта концепция была принята в конце 1990-х за основу.

При этом после выхода в Австралии следующего правительственного доклада на эту тему: «Строительство креативной инновационной экономики» (2008) появились основания для дифференциации понятий «культурные индустрии» и «креативные индустрии».

Уже с этого момента прослеживается разграничение в том, что первые являются объектом государственного субсидирования, а вторые — нацелены на максимальную независимость от официальной культурной политики и достижение экономического эффекта.

В обоих документах отмечалась актуальность развития культурного воспроизводства, становление которого влечет увеличение занятости населения и потому должно основываться на комплексном стратегическом подходе.

Эффективность сектора должна строиться на создании оптимальных условий рынка, расширении сбыта, в том числе на экспорт, и внедрении передовых технологических новшеств.

Преобладание либеральной концепции культурной политики в Великобритании в течение 1990-х годов также способствовало распространению идей о расширении сферы творческой деятельности.

В тот период взаимосвязь между культурными доменами и технологиями прослеживалась еще достаточно сложно, поэтому традиционное понимание культурного воспроизводства, а также его классификации не были гибкими и широкими, чтобы охватить все возможные направления между креативностью, культурными ценностями, технологиями и экономикой.

В этой связи историческое значение имеет то, что в 1998 году глава Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании Крис Смит сделал замену слова «культурные» на «креативные».

Культурные, креативные, творческие индустрии: отличия и сходство

Это позволило включить в перечень творческих индустрий такие виды как, например, производство программного обеспечения и информационного контента.

При этом особое значение замены состояло в том, что в обществе укоренилось узкое понимание культуры, как сектора жизнедеятельности, связанного с сохранением традиций и проявлениями искусства.

Слово «креативные» оказалось более удобным для использования в дискуссиях по вопросам политического и социального развития, оно достаточно хорошо воспринималось как элитами, так и обывателями.

Впоследствии понятие «креативные индустрии» утвердилось в среде специалистов по экономике и менеджменту. В трудах культурологов, философов и антропологов, акцент по-прежнему делается на «культурные индустрии».

При этом понятие «творческие индустрии», которое используется в отечественной литературе, можно считать дословным переводом словосочетания «креативные индустрии». Между тем в настоящее время все еще распространена практика, когда все три понятия культурные/креативные/творческие используются в качестве синонимических.

В интерпретации Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании креативные индустрии были определены как вид производства, основанного на использовании интеллектуальной собственности.

При этом впервые была произведена классификация. К креативным индустриям было отнесено 13 отраслей: ремесла, рынок искусств и антиквариата, исполнительское искусство, музыка, производство фильмов и видео, архитектура, мода, дизайн, издательское дело, телевидение и радио, реклама, интерактивное программное обеспечение, программные и компьютерные услуги.

Конкретизация видов деятельности была необходима для того, чтобы определить получателей стимулирующих мер, применяемых для развития креативного сектора.

Интересно
«Креативная экономика» — еще одно понятие, зачастую использующееся в качестве синонима словосочетания «культурные индустрии».

Здесь также прослеживается стремление соединить несоединяемое: понятие включает творческое и технологическое измерения. Впервые его использовал в 2000 году в своей статье редактор отдела экономики американского журнала «Bloomberg Businessweek» Питер Кой.

В своей статье на пороге нового тысячелетия он предрек, что индустриальная экономика уступит место креативной, в которой производство идей преобладает над производством вещей.

Далее архитектор и искусствовед, профессор университета Линкольна (Великобритания) Джон Хокинс развил эту мысль до теории и одноименного бестселлера «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги».

Культурные, креативные, творческие индустрии: отличия и сходство

Словосочетание стало широко употребляемым на разных уровнях дискурса: академическом, политическом, общественном.

В определенный момент оно стало коррелироваться с еще одним понятием: «экономика знаний». Как и исходное, оно обозначает особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности и характеризующийся высокой степенью инновационности и неопределенности.

Особое значение в распространении концепта креативных индустрий сыграло использование качеств креативности (способности принимать творческие решения и генерировать новые идеи) в конкурентной борьбе государств и транснациональных компаний.

Базовые подходы к определению понятийного аппарата имеют также языковые и страновые отличия.

В современном англоязычном мире используется терминология «креативные индустрии» и расширяющее ее понятие «креативная экономика», во французской и немецкой традиции закрепилось использование определения Франкфуртской школы «культурные индустрии», а, например, в скандинавских странах более актуален термин «экономика впечатлений».

В Швеции, например, это понятие хотя и включает в себя креативные индустрии, также охватывает такие сферы, как ресторанный бизнес. При этом сложилась практика, когда в разных странах к сектору культурных индустрий относят разные виды деятельности, что обусловлено национальными особенностями.

Например, во Франции архитектуру и музейную деятельность не относят к культурным индустриям, а в Испании к ним причисляют спорт, религиозные и общественные организации, а в Китае и Гонконге в отличие от других стран — ювелирное искусство.

По всей видимости современную креативную форму развития в разных точках мира получают разные направления культурной деятельности, что становится причиной многоголосия в определении тезауруса данного проблемного поля и классификаций внутри него.

Интересно
Стремительный рост научных и эмпирических исследований, а также анализ экономического потенциала культурных и креативных индустрий приводят к дисбалансу между теорией и практикой в этой области, а также частому доминированию использования прагматичных понятий и оперативных определений в литературе.

Поднимаются дискуссии о наиболее подходящих определениях культурных и творческих индустрий, различиях между терминами и концепциями, критериями демаркации.

В связи с тем, что данный вопрос еще остается открытым, при обсуждении явления нередко внимание перемещается на выявление сходств и различий между культурными и креативными индустриями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)