Концепция воспитания в современной России

Становление концепции воспитания в тот или иной исторический период, в той или иной стране, определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Все эти факторы в России за последние десятилетия резко изменились. В стране идет становление демократического общества с ориентацией на такие идеи, как права человека, гражданское общество, демократия, социально-ориентированная экономика, гуманизм. Эти базовые принципы, по мнению специалистов, должны определять жизнь людей на Земле в настоящее время и в обозримом будущем, а значит, образование подрастающего поколения должно им соответствовать.

Интересно
Поворот к новой парадигме воспитания – гуманистической педагогике – наметился уже в середине 80х годов прошедшего века в движении группы педагогов-экспериментаторов (новаторов), объединенных «Учительской газетой». Ведущими представителями данной группы (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волковым, Е. Н. Ильиным, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталовым, М. П. Щетининым и др.) были сформулированы основные положения (идеи) концепции «Педагогика сотрудничества».

Идеи личностно-ориентированного образования, гуманистической педагогики, воспитания в духе любви и свободы, педагогики ненасилия обсуждаются в научных кругах и в большей или меньшей мере реализуются в педагогической практике. Наиболее признанной сегодня является концепция личностно-ориентированного образования. В личностно-ориентированном образовании на первый план выходит личность обучающегося, его субъектный опыт, мотивированность и готовность к поиску, сбору, обработке, анализу информации и её использованию для решения определённых задач.

Базовой ценностью признается развитие личности ученика как индивидуальности, уникального носителя собственной биографии, субъектного опыта (И. С. Якиманская). Поэтому знания перестают быть самоцелью, они становятся средством развития личности, её ума, воли, чувств, творческих способностей и мотивированной деятельности (учебной и профессиональной).

В этом контексте образовательный процесс строится на учебном диалоге обучающихся и преподавателя. Позиция преподавателя заключается в инициировании субъектного опыта обучающегося и развитие его индивидуальности. Позиция и задача каждого обучающегося – свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса, стремление к позитивному и творческому восприятию мира и образа «Я», нацеленность на постоянное самопознание, самоопределение, самовыражение, самореализацию.

Рядом авторов (в частности, Л. М. Лузиной) обосновывается антропологический подход как методологическая предпосылка становления современной парадигмы воспитания ориентированной на целостное развитие человека (физическое, психическое, социальное), становление его индивидуальности. Разработана и реализуется в проектах различного рода концепция духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (детей, подростков, молодежи). Однако, как отмечают специалисты, сегодня в России еще не сложилась внятно сформулированная и разделяемая большинством концепция воспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)