Концептуальные основы воспитания

Исторически концепции воспитания рождались, с одной стороны, из практического опыта воспитания, с другой – на базе социально-философских, социокультурных, психологических учений.

Не углубляясь в анализ многочисленных учений о воспитании, остановимся на позиции немецкого специалиста Ф. В. Крона, который выделяет шесть подходов к воспитанию:

  • воспитание как своеобразное принуждение (Платон);
  • воспитание как помощь ребенку в жизни (Песталоцци);
  • воспитание как создание условий для свободного развития ребенка (Руссо);
  • воспитание как управление и надзор (Гербарт);
  • воспитание как руководство со стороны взрослых и опытных людей;
  • воспитание как выработка заданных норм (бихевиоризм).

Нетрудно заметить, что названные подходы характеризуются различным соотношением принуждения и свободы (насилия и ненасилия) в воспитании. Иначе говоря, в них по-разному решаются вопросы о том, насколько государство, официальные системы образования, образовательные учреждения должны контролировать процессы формирования, становления, развития детей, подростков, молодежи, в какой степени может быть управляемым и по возможности эффективным целенаправленное воспитательное воздействие?

В истории образования и в современных системах образования разных стран можно выделить две группы воспитательных концепций (по преобладанию в них принуждения или свободы), которые чаще всего противопоставляются как авторитарные и гуманистические. Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя.

В целом воспитательные концепции в мире до начала XX века были преимущественно авторитарного характера и характеризовались следующими чертами:

  • ориентация на образование по единой (с некоторой дифференциацией) программе для всех, т. е. на определённые одинаковые для всех цели и содержание обучения и воспитания;
  • ориентация на формирование заданного уровня академических знаний обучающихся и на формирование личности по определённому эталону;
  • достаточно выраженное управление педагогическим процессом со стороны учебного заведения, преподавателя;
  • наличие требований, распоряжений, регламентирующих деятельность и жизнь обучающихся.

Авторитарные воспитательные системы (в том числе и коммунистическая) являются примером социально-ориентированного воспитания. Следует отметить, что авторитарность может быть свойством принятой воспитательной системы, но может быть и стилем общения, педагогической деятельности преподавателя, воспитателя. Наряду с авторитарным в истории педагогики и образования развивался гуманистический подход к воспитанию.

Гуманизм – мировоззренческий принцип, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности и её прав на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.

Гуманизация образования заключается в ориентации педагогического процесса на становление отношения к человеку как высшей ценности в мире, на установление уважительных взаимоотношений между педагогом и воспитанниками (сотрудничество), на поощрение активности и самодеятельности воспитанников, проявление и развитие их индивидуальности, на понимание и совместное с педагогом решение возникающих жизненных, учебных и профессиональных проблем.

Гуманистический преподаватель должен обладать двумя главными свойствами – эмпатией и конгруэнтностью. Конгруэнтность – искренность в отношениях с воспитанниками, способность оставаться самим собой и быть открытым к сотрудничеству. Эмпатия – способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание. Педагог-гуманист должен быть активным участником группового взаимодействия и общения, открыто выражать свои чувства в группе, владеть стилем неформального общения с обучающимися, обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Изучение исторического опыта показывает, что человечество в образовании идет от жёсткой, репрессивной, традиционной системы к гуманистическому, центрированному на учащемся, на человеке образованию. Несомненно, гуманистические концепции воспитания имеют немало привлекательных черт. Однако можно ли реально построить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности обучающихся и на культивировании уникальности личности? Возможен ли чисто такой подход в условиях массового образования и лавинообразного роста информации? Или истина в разумном сочетании управления и свободы?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)