Концептуальные основы обучения

Формулирование дидактических проблем и нахождение способов их решения, разработка дидактических теорий и концепций зависят от господствующих педагогических установок – парадигм.

Парадигма педагогическая (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических, методологических и иных установок, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем, определённый набор предписаний (регулятивов).

Модель – искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т. п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изучение которого связано с какими-либо трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым облегчает процесс получения информации об интересующем предмете.

Концепция (от лат. conception – понимание, восприятие, система) – система взглядов, определённый способ понимания, трактовки явлений, процессов, определённая точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения; ведущий замысел в структуре теории.

Известные исследователи Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич считают, что «в целом можно говорить о существовании двух основных парадигм в современном образовании – формирующей (традиционной) и личностно-ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой специфический набор частных парадигм, раскрывающих представление о цели, содержании и процессе воспитания и обучения».

Характеристики названных парадигм отражены в таблице 5. Традиционная модель направлена на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу содержания и способов деятельности в готовом виде. Гуманистическая модель образования ориентируется на приоритет развития и саморазвития, самореализации личности.

Концептуальные основы обучения

Приведем примеры концепций, соответствующих этим двум разным моделям образования. Примерами реализации традиционной модели являются концепции ассоциативного обучения, программированного обучения, поэтапного формирования умственных действий и другие. Например, концепция программированного обучения предполагает достаточно жесткое управление процессом усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с заранее заданной программой. Организуется как самостоятельная работа студентов над специально переработанным учебным материалом.

Характерными чертами программированного обучения являются следующие:

  • разделение учебного материала на отдельные небольшие части (шаги, порции, фрагменты);
  • включение системы предписаний по последовательному выполнению определённых действий, направленных на усвоение каждой части;
  • предъявление заданий по проверке усвоения каждой части;
  • наличие ответов, информирующих учащихся о степени правильности его знаний.

Различают линейное и разветвленное программирование. В первом случае обучающийся, работая над учебным материалом, последовательно, по мере освоения учебного материала, переходит от одной порции информации к другой, а в случае затруднений или ошибок ему необходимо еще раз проработать соответствующую порцию информации. При разветвленной программе, если студент дает неверный ответ, то он направляется программой к дополнительной порции материала, которая поможет найти ошибку.

С ориентацией учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию (гуманистическая модель образования) связаны концепции развивающего обучения. Учащийся рассматривается не как объект обучающих воздействий преподавателя, а как самоизменяющийся субъект учения. Среди направлений развивающего обучения заслуживает внимания концепция обучения «через совершение открытия», разработанная американским психологом Джеромом Бруннером. В соответствии с ней учащиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения познавательных сил, влияющие на развитие продуктивного мышления.

Проблемное обучение (в отечественной педагогике хорошо известны теории И. Я. Лернера, М. И. Махмутова) – активное развивающее обучение, основанное на систематическом использовании в обучении проблем и проблемных задач, в ходе решения которых обучающиеся учатся творчески применять знания и умения, в результате чего у них формируется опыт творческой деятельности. Эвристическое обучение, как и проблемное, связано с включением обучающихся в решение проблем, но имеет свои особенности.

Проблемное обучение ориентируется больше на освоение прошлого опыта, то есть решение проблем известно в науке, известно педагогу. Обучающийся, применяя имеющиеся у него знания, находит решение новой только для него проблемы. Целью эвристического обучения, по мнению А. В. Хуторского, является создание обучающимся личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами обучающиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности.

Интересно
В результате эвристическое обучение приводит к развитию не только учащихся, но и педагогов, которым приходится организовывать учебный процесс в ситуациях неопределенности, «незнания» истины. Кроме того, в эвристическом обучении используются специфические методы поиска решения проблем: «мозговой штурм» (мозговая атака), инверсия («доказательство от противного»), «метод фокальных объектов», метод эвристических вопросов и др.

В настоящее время активно развивается теория организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся как в общеобразовательной, так и в высшей школе. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в высшем образовании позволяет имитировать условия будущей профессиональной деятельности выпускников, является переходной ступенькой от чисто учебной деятельности к профессиональной.

Выше приведены модели и лишь некоторые концепции (теории) обучения. На какие из них стоит ориентироваться? Правильным ли будет выбор какой-либо одной из них? Ответ на эти вопросы диалектичен: разумное сочетание педагогического руководства с обеспечением условий для проявления собственной инициативы и самостоятельности обучаемых. Такой подход позволяет выходить на высокий уровень результатов при оптимальных затратах времени, сил и средств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)