Компетентностный подход к содержанию образования

При всем внимании к инновациям в современном образовании продолжает доминировать трансляция информации преподавателем и усвоение ее обучающимися, что не соответствует запросам времени. По некоторым оценкам, большая часть того, что мы сегодня знаем, через 10–15 лет станет неточным и устаревшим. Поэтому главной задачей общеобразовательной и профессиональной школы становится задача научить обучающихся самостоятельно приобретать новые знания и умения, критически мыслить, то есть привить им потребности и умения в самостоятельном планировании образовательных результатов, постановке вопросов, поиске информации и её переработке, самооценке своей деятельности и образовательных результатов. Возрастает актуальность компетентностного подхода в определении содержания образования и, соответственно, в технологическом оснащении педагогического процесса.

Интересно
Компетентностный подход в определении содержания образования заключается не только в выявлении и обосновании общекультурных компетенций (наддисциплинарных образовательных результатов) и профессиональных компетенций (образовательных результатов, связанных с освоением профессиональных способов деятельности), но в раскрытии содержания каждой из них, выявления особенностей реализации в конкретной дисциплине.

Федеральные государственные образовательные стандарты по всем направлениям и уровням высшего образования включают в качестве целевых установок общекультурные и профессиональные компетенции. Ниже для примера приведены требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК‒1);
  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК‒2);
  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК‒3);
  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК‒4);
  • готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК‒5);
  • способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК‒6);
  • готов к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе (ОК‒7);
  • готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК‒8);
  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК‒9);
  • владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК‒10);
  • готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК‒11);
  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК‒12);
  • готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК‒13);
  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК‒14);
  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК‒15);
  • способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК‒16).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК‒ 1);
  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК‒2);
  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК‒3);
  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК‒4);
  • владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК‒5);
  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК‒6);

В области педагогической деятельности:

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК‒1);
  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебново-спитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК‒2);
  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК‒3);
  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК‒4);
  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК‒5);
  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК‒6);
  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК‒7).

В области культурно-просветительской деятельности:

  • способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК‒ 8);
  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК‒9);
  • способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК‒10);
  • способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК‒11).

Представленная совокупность компетенций включает в себя общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные (характерные для видов профессиональной деятельности) компетенции. В соответствии с требованиями ФГОС преподаватель высшей школы при разработке содержания своей дисциплины должен ориентироваться на всю совокупность компетенций, отбирая те компетенции, становлению которых может способствовать изучение дисциплины.

Прагматический подход к высшему образованию наиболее явно проявляется в реализации образовательных программ прикладного бакалавриата. Акцент делается на практической подготовке обучающихся уже в первого курса. Такой подход имеет как положительные стороны (обеспечивает практическую подготовку к работе по профессии), так и отрицательные (снижает фундаментальность образования, значимость теоретической подготовки для практической деятельности).

Культурологический, компетентностный и прагматический подходы к отбору содержания образования в высшей школе не противоречат друг другу, скорее дополняют друг друга и расставляют акценты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)