Классификация кризисов фирмы

В зарубежной литературе и практике можно выделить два основных критерия типизации кризисов: по масштабу объектов и по характеру кризиса (рис. 1.5, 1.6). Критериальные состояния такого признака типизации, как масштаб объекта кризиса, составляют четкую убывающую последовательность (от общего к частному).

Практически любые типы кризисов попадают в эти две большие группы.

В отношении каждого типа кризиса, вызванного одновременным действием вышеприведенных признаков, существуют или предложены свои механизмы антикризисного управления и соответствующие им структуры, в том числе международного уровня.

Например, для разрешения глобальных и региональных военно-политических кризисов существует

Совет Безопасности ООН. Страны Западной Европы и Северной Америки пытаются разрешить военно-политические кризисы с помощью блока НАТО. Для решения аналогичных проблем в рамках Европейского союза при Совете министров ЕС создан Комитет политики и безопасности.

Интересно
Глобальный экологический кризис парникового эффекта мир пытается разрешить с помощью Киотского протокола.

Механизмом предупреждения и преодоления последствий региональных и национальных стихийных кризисов стала Конвенция Тампере от 1998 г.

Классификация кризисов фирмы

Классификация кризисов фирмы

Все типы кризисов, упомянутые выше, относятся к кризисам макроуровня, в то время как в контексте настоящей работы наибольший интерес вызывают кризисы, которые возникают на уровне фирмы. Они имеют свое определение, содержание, типологию, причины возникновения, методы регулирования и управления.

Существуют различные определения кризиса фирмы:

  1. Кризис — это событие или совокупность обстоятельств, которые мешают вашему бизнесу делать бизнес.
  2. Кризис — это все то, что угрожает деятельности, персоналу, акционерному капиталу, заинтересованным лицам (stakeholders), бренду, репутации, доверию или целям функционирования фирмы.
  3. Кризис предприятия может быть определен как потеря равновесия в одной или нескольких подсистемах предприятия, что может негативно воздействовать на достижение целей предприятия или даже угрожать его существованию.
  4. Кризис — критическое событие, которое, если на него не отреагировать соответствующим образом, может драматически воздействовать на прибыльность организации, ее репутацию или способность действовать.

Нетрудно заметить, что кризис фирмы прежде всего ассоциируется с драматическими угрозами — комплексом события, которые конкретно угрожают бизнесу. Если проанализировать и суммировать наиболее существенные характеристики из определений, приведенных выше, то кризис фирмы может быть определен как совокупность событий, угрожающих целям деятельности, жизнеспособности или самому ее существованию.

При этом необходимо сделать несколько пояснений.

Во-первых, цель деятельности фирмы — это важнейшая категория стратегического менеджмента, обозначающая конкретный факт или параметр функционирования, который должен быть достигнут в планируемой перспективе. Цель— это все то, что отличает одну фирму от другой, что определяет ее стратегию, структуру управления, задачи и направления деятельности всех подразделений, каждого работника.

Жизнеспособность фирмы в рыночной экономике определяется способностью:

  • полностью и в срок выполнять свои финансовые обязательства, т.е. быть платежеспособной;
  • работать стабильно, прибыльно, т.е. обеспечивать рост рентабельности.

Ликвидность — это способность фирмы быть проданной за цену, соответствующую риску вложения, приносить своим собственникам доход, соизмеримый с произведенными затратами.

Наиболее простая и в то же время практичная типология кризисов, используемая в зарубежной практике, включает в себя два первичных типа: внезапные (Sudden) кризисы и тлеющие (Smoldering) кризисы. Причем на долю внезапных кризисов приходится 29% всех кризисов предприятий в мире, а на долю тлеющих — 71%.

Внезапный кризис определяется как непредвиденное и внезапное нарушение бизнеса предприятия4.

Причинами внезапных кризисов могут быть такие непредсказуемые события, как:

  • авария, повлекшая за собой потерю, разрушение или порчу имущества, предназначенного для ведения бизнеса, делающая невозможным производительное использование этого имущества;
  • причиненные ранение, травма или серьезное заболевание руководителей, персонала, поставщиков, потребителей, посетителей и других лиц, работающих на фирме или связанных с ее деятельностью;
  • внезапная смерть или недееспособность ключевого руководителя (лидера) фирмы;
  • выброс или утечка в окружающую среду вредных или загрязняющих веществ;
  • авария, повлекшая за собой прекращение деятельности телефонной, компьютерной связи или других коммуникационных систем;
  • значительное сокращение коммунальных и иных услуг, необходимых для ведения бизнеса;
  • стихийное бедствие, которое нарушает ведение бизнеса и угрожает персоналу;
  • акты насилия, затрагивающие персонал фирмы, членов их семей или потребителей.

Важной положительной чертой кризиса является то, что на уровне фирмы он очень часто рассматривается как условие ее развития.

В этом случае антикризисное управление предстает не как управление в период кризиса, а как управление, способное предвидеть кризис, противодействовать или готовиться к нему в зависимости от причин его возникновения, смягчать его протекание и последствия.

Циклическое развитие фирмы показывает неизбежность кризиса и возможность выхода из него с потенциалом дальнейшего успешного развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)