Кризисы и факторы риска

Классификация факторов должна соответствовать следующим характеристикам.

К ним относятся:

  • определять возможные угрозы экономически безопасной деятельности фирмы;
  • выявлять причины возникновения нежелательного развития событий на предприятии;
  • оценивать предваритель но масштаб возможных последствий проявлений того или иного фактора;
  • анализировать возможности управления кризисной ситуацией на фирме;
  • изыскивать способы предотвращения кризисных ситуаций или способствовать уменьшению затрат на ликвидацию последствий кризисных ситуаций;
  • формировать информационную базу для принятия управленческих решений с учетом возможных кризисных ситуаций;
  • разрабатывать методические рекомендации по выявлению факторов, формирующих кризисные ситуации.

Под классификацией понимается распределение всей совокупности факторов на конкретные группы в соответствии с определенным признаком, положенным в основу группировки, для достижения поставленных целей управления.

Наиболее распространенной является группировка факторов риска по признаку их проявления, т.е. в зависимости от сферы возникновения выделяют внутренние факторы и внешние. Данная классификация является самой распространенной и общепринятой.

К внешним факторам риска можно отнести:

  • политические;
  • общеэкономические;
  • социально-экономические;
  • природно-естественные;
  • научно-технические и др.

Эти факторы складываются объективно, они связаны с состоянием внешней среды. Фирма должна учитывать их влияние при разработке общей стратегии развития.

Целесообразно выделять группу факторов, которые характеризуют непосредственное окружение предприятия (микроуровень):

  • покупатели;
  • поставщики;
  • инвесторы;
  • общественное мнение;
  • государственные организации (налоговые, статистические, регистрационные и др.);
  • конкуренты.

Данная группа факторов характеризует как объективные процессы, которые складываются независимо от фирмы, так и субъективные моменты, отражающие результаты управленческих решений.

Внутренние факторы характеризуют непосредственно деятельность фирмы.

К ним можно отнести:

  • коммерческие;
  • производственные;
  • управленческие;
  • работу с персоналом;
  • финансовую деятельность;
  • инвестиционную и инновационную деятельность.

Возможность отрицательных событий, связанных с этими факторами, формирует риск деятельности фирмы. Каждый из них может стать причиной кризисной ситуации на фирме.

Быстрая реакция на состояние и изменения окружающей среды, а также изменения внутри фирмы предъявляет новые требования и к организации структуры управления, стилю управления, схемам принятия решения. Фирма должна сохранять гибкость и постоянную готовность к изменениям.

Согласно теории хаоса «отношения в сложных адаптивных системах нелинейны, создаются бесчисленными взаимосвязями и выборами, приводящими к неожиданным эффектам и делающих мир непредсказуемым». От механического типа менеджмента переходят к органическим структурам управления.

Сравнение указанных типов организации управления представлено в табл. 2.1.

Кризисы и факторы риска

Главными в таких структурах управления становятся коммуникации и сотрудничество, вовлеченность в постановку проблемы и решение проблем, открытость информации, минимальная иерархия в культуре, мотивация, адаптивность и партнерские отношения, антикризисная направленность деятельности. Формируется интегрированная фирма, где установлены горизонтальные информационные связи, используются передовые ИТ, позволяющие координировать ее работу с работой поставщиков, потребителями и партнерами1.

Несоответствие организационной структуры управления требованиям окружающей среды может привести к кризисам. При неэффективном управлении фирма может прийти к упадку.

По результатам обширных исследований деятельности фирм, переживших упадок, была разработана модель стадий упадка (рис. 2.3).

Фирма не сразу подходит к кризису и распаду. Очень важно своевременно выявить причины упадка и стадии этого процесса. Определение признаков упадка фирмы на ранней стадии, быстрое реагирование на эти изменения могут оградить фирму от четвертой стадии — кризиса, когда исправить положение достаточно трудно, и фирма неизбежно приходит к пятой стадии — упадку, когда утрачивает все свои позиции и репутацию.

Кризисы и факторы риска

Исходя из данного подхода, антикризисное управление рассматривается не как управление в период кризиса, а как управление, способное предвидеть кризис, противодействовать и готовиться к нему в зависимости от причин его возникновения, смягчать его протекание и последствия.

Антикризисное управление подготавливает фирму к изменениям, которые неизбежны в современных условиях бизнеса. Фирма должна быть готовой к реализации изменений: формировать перспективное мировоззрение персонала и менеджеров, побуждать людей к изменениям, руководить этим процессом.

Необходимо отметить, что в последние годы сложилось научное направление — теория конфликтов, где причиной кризисов рассматриваются конфликты сторон.

Оперативная внешняя среда, как отмечалось выше, состоит из таких элементов окружающей среды, с которыми фирма непосредственно взаимодействует и которые прямо влияют на деятельность фирмы. В ряде случаев их называют непосредственным окружением фирмы, или микросредой (рис. 2.4).

Кризисы и факторы риска

Каждый из этих элементов непосредственного окружения формирует потребности и интересы сторон. В последние годы сформировался подход к фирме с учетом интересов отдельных социальных групп — стейкхолдеров.

Взаимодействие со стейкхолдерами—это фактор, который может повлиять на процесс реализации стратегических целей как положительно, так и отрицательно. Под «стейкхолдерами» понимают тип неформального объединения.

Концепция «заинтересованной стороны» компании развивалась в контексте теории агентов и социальной ответственности
компании с точки зрения участников бизнеса.

Теория агентов основывается на том, что в управлении компанией происходит разделение ролей акционера (собственника) и менеджера (агента). Основой для формирования риска является то, что интересы собственника и менеджера могут не совпадать; интересы собственника могут игнорироваться; в результате могут возникнуть противоречия и конфликты.

Интересно
Таким образом, круг заинтересованных лиц — стейкхолдеры — это группа людей внутри и вне фирмы, делающая ставку на ее деятельность. Например, для акционеров и собственников фирмы важен процесс получения прибыли, выплата дивидендов и рост стоимости бизнеса.

Государственные регулирующие органы заинтересованы в соблюдении законов и выполнении распоряжений, а также в честной конкуренции.

Общественность формирует мнение о фирме, ее положении в обществе, отношение к выпускаемой продукции, а также к менеджерам и собственникам фирмы.

Трудовые ресурсы — это потенциальный и действующий персонал фирмы, условия и критерии найма работников, условия мотивации труда.

Потребители формируют доход фирмы, полученный от реализации продукции, работ и услуг. Они определяют спрос на товары и услуги, их качественные характеристики, возможные цены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)