История возникновения рынков

В предыдущем параграфе мы говорили, что рынок можно рассматривать как исторический феномен. В этой части работы мы будем говорить о возникновении рынков в древних империях. Термин «рынок» в русском языке (как и в польском “rynek”) происходит от германского “ring” — круг, круглая площадь, то есть означает то же, что и скандинавское слово “torg” — площадь. Слово “market” пришло в английский язык в XII в. и происходит от латинского “mercatus”, что тоже означает «торговля» или «место торговли, где собираются mercators» — торговцы. Вскоре слово “market” приобрело три значения: физическое место торговли, собрание людей на месте торговли и, наконец, законное право проводить собрание на площади. Другие более древние термины, обозначающие рынок, — арабское “suq”, греческое “agora”, персидское “bazaar”, римское “forum”,  германское “Markt”». Но среди самых первых и аутентичных обозначений рынка аккадское “karum” — пристань (отсюда фр. “quay” — набережная), происхождение слова относится примерно к XX в., но только до н. э., установить удалось это по клинописным таблицам города-государства Кашин. (Чуть позже мы покажем, почему рынок и пристань всегда вместе.)

К исследованию рынка в древнем мире обращается Карл Поланьи в работе “Trade and Market in the Early Empires” (1957), он обращает внимание, что рынок может быть представлен как с формальной, так и содержательной позиции. С формальной точки зрения рынок — это место, где совершается обмен. С содержательной точки зрения, обмен — это движение товаров из рук в руки: от одного субъекта к другому с целью их присвоения. Неотъемлемым условием этого процесса является обмен по фиксированным ставкам или по ставкам, которые являются результатом торга между партнерами. Здесь рынок и обмен являются не связанными между собой явлениями, они обладают независимыми эмпирическими характеристиками. Следует отметить, что обмен, протекающий по обговариваемым ставкам, соответствует обмену с формальной точки зрения, или обмену как форме интеграции. Этот тип обмена ограничен действием такого рыночного института, как ценообразующие рынки. Исторический анализ рынка Поланьи представляет через анализ элементов рынка (рыночных институтов). Так, он выделяет сферу спроса и сферу предложения как два наиболее важных элемента. Если присутствует один элемент (например, только спрос или только предложение), то можно говорить о существовании института рыночного типа. Если есть признаки двух элементов, то такую ситуацию следует называть рынком. Спрос и предложение являются автономными рыночными элементами в античной экономике. Они могут существовать отдельно друг от друга, как существует количество товаров, с одной стороны, и определенное число субъектов, выполняющих роль продавцов или покупателей, — с другой. Спрос и предложение не связаны между собой неразрывно. Речь идет скорее о двух группах людей, которые образованы по признаку деятельности — одних, связанных со сбытом продукции, других — с ее приобретением.

Тип эквивалентности — еще один важный элемент рынка, выражающий пропорцию обмена. По типу эквивалентности рынки разделяются на рынки с фиксированными ценами и ценообразующие рынки. Конкуренция также является неотъемлемой характеристикой рыночных институтов (например, аукционов). Однако, в отличие от эквивалентности, она никогда не выходит за пределы рынка. В противоположность конкуренции, месторасположение, товары, обычай и закон — функциональные элементы рынка, которые возникают вне рыночных институтов и выстраивают эти институты практическим способом. Цена как подобие эквивалента, подверженное колебаниям, является тем элементом рынка, без которого невозможно начать торговлю. Традиционно считалось, что цена — это результат торговли и обмена, а не их предпосылка: «Цена обозначает количественное соотношение разнородных товаров, достигаемое в результате бартера или торга; это форма эквивалента, свойственная хозяйствам, интегрированным на основе обмена». Однако, как показывает Поланьи, эквиваленты существуют не только при форме интеграции обмена, но и при перераспределительной форме интеграции: «Они обозначают количественные соотношения разнородных товаров, которые могут быть приняты для уплаты налогов, ренты, пошлины, штрафов или используются для квалификации того или иного гражданского статуса, основанного на владении собственностью. Эквивалент может также определять долю в продукте заработанной платы или выплат натурой — по выбору того, кто эти выплаты производит. Гибкость финансовой системы — планирование, ведение счетов, бухгалтерия — держится именно на этом. Эквивалент здесь указывает не на то, что следует дать за другой товар, а то, что можно потребовать вместо него». При реципрокной форме интеграции эквивалент определяет количество продукта, которое должно быть соразмерно количеству продукта у симметрично расположенного участника обмена. Цены имеют собственную институциональную историю, в основе которой лежат типы эквивалентности. Так, существует множество доказательств, что рыночные цены появились на основе перераспределительных эквивалентов ассирийской цивилизации.

Примитивные общества с их экономикой, основанной на охоте и собирательстве, не требуют рынка: нет развитых форм обмена — нет и рынка. Когда и почему возникает рынок? Мы согласимся с Карлом Поланьи, что самые древние (или ранние) империи (например, ассирийское или египетское царство) хоть и имеют развитую систему внутренней и внешней торговли, но рынка как основного института обмена в них нет (если помните, Карл Бюхер вообще отказывал древним империям в том, что у них были отношения обмена — только между государствами, но не между людьми). Основные потребности и обычных людей, и государства с его чиновниками удовлетворяются вне рыночного обмена (этого не скажешь о поздних империях — Римской, например). В некотором смысле моральное осуждение рынка связано с тем, что на рынке покупается не необходимое, а только то, что приносит развлечение. Все, что нужно для жизни, должно производиться в семье (выражение этого можно найти и у Аристотеля, который говорил: «Плох тот хозяин, который что-либо покупает на рынке»). Главным экономическим институтом является перераспределение — движение продуктов от домохозяйств в центр в виде натуральных налогов или повинностей, устанавливаемых государством, и обратно, из государственных хранилищ — домохозяйствам, храмам, чиновникам и т. д. Но перераспределение должно иметь форму — и оно приобретает форму не только раздачи (как будет еще и в Риме), но и обмена. В империях перераспределительного (редистрибутивного) типа (Шумерах, Египте и Месопотамии) наиболее распространенным видом рынка были «врата» (market gates). Это система хранения больших объемов зерна у ворот храма, дворца или города. Например, ворота Мардука и Иштар в Вавилоне.

Назначение системы хранения заключалось в консервации зерна на случай неурожая, а также в обеспечении пайком солдат и рабочих, участвующих в проведении ирригационных и дренажных работ. Врата представляли собой высокие башни, которые служили защитой входа и выхода; внутри них были подвалы для хранения зерна, иногда полы подвалов покрывались асфальтом, чтобы избежать порчи зерна. Перед воротами находилось открытое пространство, оно использовалось для торжественных собраний и заседаний суда. Внутри ворот иногда можно было обнаружить небольшой проход, который соединял две башни между собой. У ворот можно было найти и приобрести предметы первой необходимости; эквивалентом при обмене, как правило, выступало серебро. Впрочем, существовали и другие типы эквивалентов — в натуральном выражении. Так, за один гур (gur) зерна можно было приобрести 6 ка (ка) масла в Вавилоне. Аналогичные типы натуральных эквивалентов существовали и для вина, шерсти, и других продуктов, что позволяло обменивать их между собой на рынке. Однако несмотря на то что на локальном рынке происходит распределение продовольствия, нельзя говорить о существовании рынка в его подлинном смысле, так как здесь не встречаются спрос и предложение в виде большого количества сделок. В дальнейшем этот вид локальных рынков претерпел значительные институциональные трансформации, хотя очень долго рынок располагался не в центре города на площади, а у ворот (за границей) города.

В большей степени к нашему пониманию рынка приближен персидский bazaar — локальный рынок, или просто базар. И сейчас можно наблюдать восточные базары в Ташкенте «Эски Джува» (2000 лет н? одном месте), или Золотой Базар — хан-аль-Халили в Каире (первое письменное упоминание о нем датируется 1292 г. н. э.), или Египетский базар в Стамбуле (Misir Carsisi, построен в 1660 г., но намного раньше именно здесь на берегу Золотого рога разгружались все корабли, приходившие в Константинополь). Но если в Ташкенте и Каире иностранцу удается торговаться, то на Египетском базаре специй — увы, нет. Базар сегодня потерял основное свое качество — торговлю, спор о цене, которая теперь более-менее точно отражает стоимость. Но, оказывается, в древности никакой торговли и не было, базар первоначально — это место, которое использовалось для обмена не продовольственными продуктами, а готовыми изделиями мастеров. Он отличался от нашего представления о базаре тем, что на нем конкуренция была полностью исключена. Торговля проходила не на открытом воздухе, а в магазине (арабское «махазин» — хранилище); продажей товаров занимался сам мастер. Мастера и торговцы, как правило, были людьми неместными — переселившимися либо в результате захвата их поселения, либо по договору. Базар представлял собой крытое пространство; в случае отсутствия каких-либо помещений, в переулках между стенами городских домов просто натягивались крыши из ткани или других материалов.

Врата и базар — это институциональные конструкции, существовавшие в Восточной части цивилизации на протяжении многих веков для распределения предметов жизнепользования. Только много позднее стали намечаться изменения в функциях базара. Причин этому было несколько, но главная — это разрушительное влияние исламской культуры на централизованную систему хранения и распределения товаров. Базар, где раньше продавались только товары мастеров, теперь принял на себя дополнительную функцию —локального продовольственного рынка. Таким его можно увидеть его сегодня в странах Центральной Азии и Центрального Судана. Клиффорд Гирц отлично  объясняет, как работает эта базарная экономика в Марокко. Базар — важная часть экономики города, в нем «крутится» 2/3 всех занятых. Определяющей чертой базара являет­ ся неопределенность — вся информация, на первый взгляд, скрыта и распределена так, что ее не достать — нет явного представления цены (точка пересечения спроса и предложения выясняется криком и руганью), нет никаких стандартов качества, нет явных правил морального поведения по отношению к покупателю (особенно если вы чужеземец). Но базар, в своей сложности, представляет собой не кажущийся хаос, а четкую систему правил поведения как для продавцов, так и для покупателей. Во-первых, как указывает Гирц, это система личных связей и правил — клиентелизм.

Клиентелизация — это склонность (проявляющаяся в Сефру) делать повторяющиеся покупки определенных товаров и услуг в целях установления продолжительных отношений с их конкретными поставщиками, вместо того чтобы каждый раз осуществлять на рынке полномасштабный поиск.
Кажущееся броуновское движение случайно сталкивающихся «базаари» на деле скрывает гибкую модель неформальных личных связей. Не знаем, применимо или нет следующее описание к современному рынку труда: «Покупатели и продавцы, ослепленные недостатком знания, действуют просто на ощупь, пока не столкнутся друг с другом», но к базару оно определенно не применимо. Покупатели и продавцы, движущиеся по проложенным клиентелизацией каналам, вновь и вновь находят свой путь к одним и тем же противникам (adversaries). Во-вторых, базар основан на системе торга: «Базарный торг — это недостаточно исследованная тема… И здесь я [К. Гирц. — Прим. авторов] хотел бы кратко коснуться двух вопросов: многомерности такого торга и присущей ему интенсивности. Начнем с многомерности. Несмотря на то, что определение цены — наиболее заметный аспект торга, духом торга проникается все противостояние. Возможны манипуляции количеством и/или качеством товара, в то время как денежная цена остается постоянной; кредитные соглашения могут подвергаться пересмотру; за оптовыми операциями и дроблением крупных партий товара могут скрываться подробнейшие договоренности — и все это в потрясающих масштабах и при высочайшем уровне детализации. В системе, в которой мало что упаковывается и регулируется и все оценивается лишь приблизительно, возможности торга по неденежным параметрам огромны. Теперь об интенсивности торга: я использую термин “интенсивный” в понимании А. Риса (A. Rees), у которого он означает глубокое изучение уже полученного предложения, повышение интенсивности поиска в противоположность поиску дополнительных предложений как увеличению экстенсивности поиска. Рис описывает рынок подержанных автомобилей, где явно преобладает интенсивный поиск как результат высокой неоднородности продуктов (предыдущий водитель мог быть маленькой старушкой, а мог — таксистом и т. п.) в противоположность рынку новых автомобилей, где продукты считаются однородными и преобладает экстенсивный поиск (поиск информации о ценах у других дилеров)».

Современный базар напоминает и те локальные рынки, которые существовали в античности: “agora” у греков и “forum” у римлян. Первоначально агора (ауора) — это собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (торговые, судебные, военные), но потом слово стало обозначать площадь, а затем — рыночную площадь. Там должны быть общественные здания, театр и обязательное условие для греков — фонтан (греки не признавали поселение за город, если не было этих трех незаменимых элементов). В целом довольно большая площадь — несколько гектаров; отсюда название болезни агорафобия — боязнь открытого пространства (у римлян, с их страстью к гигантомании, форум — еще большая площадь). Впоследствии агора — это продовольственный рынок, место, где жители могли купить свежее молоко (только козье и овечье и сыр из него) на «аристон» (это не марка холодильников, а завтрак у древних греков), овощи, рыбу и мясо на «дейпнон» — обед, а также уже готовую еду (например, ватрушки — пироги с творогом). Торговля обычно шла от 9 часов до полудня; на этом рынке не продавались вещи, привезенные издалека. Это были продукты, выращенные и сделанные руками крестьян, для обеспечения нужд местных городских жителей. Для контроля над соблюдением порядка на агоре назначались специальные должностные лица — «агораномы» (аграномы) и «метраномы» (обязанностью этих было следить за правильностью употребляемых мер и весов). Но рынок еще долго содержал и совмещал в себе распределение, и борьба за распределение на рынке товаров, к примеру, в Афинах велась на политической основе. Это «политическое» гостеприимство предполагало раздачу продуктов тем или иным аристократом для преследования своих политических целей. Перикл ввел более прогрессивную практику — он обеспечил всех горожан небольшим суточным содержанием для выполнения своих общественных обязанностей, на которое они могли себе позволить купить еду на рынке в течение дня. Тем самым он укоренил привычку афинян покупать товары на рынке.

Опираясь на работы Фукидида и Ксенофонта, Поланьи утверждает, что источником дальнейшего развития рынков (элементов рынка) и увеличения их масштабов послужили армия и военные походы. Так, распоряжение военными трофеями повлияло на развитие сферы предложения, а обеспечение армии провизией — на развитие сферы спроса. Военная добыча Гомеровского и архаического периода — это скот, рабы и драгоценности, которые использовались только элитой. В тот период проблема управления этим добром была большой, существовал риск потерять все богатство в случае болезни скота или рабов или их кражи. Рост зарубежной торговли обеспечил альтернативу в управлении этим вопросом: теперь военные трофеи можно было сначала продать за деньги, а потом уже заниматься распределением вырученных денег. В источниках Фукидида неоднократно сказано, что население, взятое в. плен, продавалось в рабство за деньги, а значит, это являлось обычным способом решения вопроса с захваченным населением. Очевидно, практика сошла на нет к концу Пелопоннесской войны в 441 г. до н. э., когда захватывали только бывших рабов, а свободное население отпускали. В дальнейшем это правило соблюдалось. По всей вероятности, порабощение греческого населения оставалось законным в военное время, но в то же время это считалось аморальным, поскольку за годы войны произошло кровное смешение греческих и варварских народов.

Каким же образом происходила продажа военной добычи? Как утверждает Фукидид, в спартанской армии практиковались аукционы прямо на месте захвата добра. Каждый, кто хотел участвовать в аукционе, должен был официально зарегистрироваться у вендоров (laphyropolai). О том, что подобная регистрация и участие в аукционе представляли собой особую честь, говорит тот факт, что некоторые стратегические союзники царя Спарты Агесилая из Малой Азии оставили его, узнав об оскорблении, которое учинили его спартанские военачальники, захватив их добычу, с тем чтобы передать большую часть добра аукционистам. Военная добыча на аукционе, как правило, продавалась на месте, где ее захватили, либо другим солдатам, либо сопровождающим торговцам.

Рост масштабов войны, а вместе с ним и увеличение частоты использования рыночных институтов вызвали пересмотр методов обеспечения армии провизией. Во времена Пелопоннесской войны спартанцы, предпринимая регулярные вторжения в Аттику, брали провизию с собой; это продолжалось из года в год. Однако такой метод становился все более неэффективным. Особенно очевидным это стало во время провального похода на Сицилию. Тогда на смену пришли два других метода: афиняне стали покупать продукты на рынке у местных жителей на землях, по которым они шли, или у маркитантов, которые сопровождали их в пути. Первый способ был наиболее предпочтительным, однако ненадежным, поскольку не было никакой гарантии, что торговцы на рынке продадут им какой-нибудь товар — зем­ля, по которой они проходили, могла быть нейтральной, но могла принадлежать и противнику. Поэтому покупка товаров на рынке бь!ла предметом дипломатических переговоров. Ответственным за переговоры на рынке был командующий армией. В обмен на условие не разрушать территорию, по которой должна пройти армия, командующий просил местных жителей организовать рынок, с тем чтобы военные могли приобрести там за деньги необходимые им продовольственные товары, а также лошадей, обувь и др. Как правило, рынок располагался за воротами города, чтобы военные не могли войти в последний. Иногда рынок организовывали недалеко от поля сражения. Рынок как способ обеспечения армии продовольствием существовал в Древней Греции, Сицилии и Малой Азии в конце V в. Едва ли можно предположить, что армия могла отправиться в военный поход, не будучи уверенной в возможности приобрести предметы продовольствия на рынке, а значит, рынок (элементы рынка) уже существовал. В то же время потребность армии в такой институциональной форме давала еще больший импульс для развития рынка, особенно продажа военной добычи на аукционах.

Помимо торговли на локальных рынках существовали внешняя торговля и, соответственно, внешний рынок. Именно морская торговля на дальние расстояния сделала рынок важным социальным институтом экономики Древнего мира. Она позволяла играть и на разнице цен, поэтому торговля на дальние расстояния (тогда это были расстояния Средиземного моря) давала несравнимо больший процент прибыли, чем локальная торговля (которая почти ничего и не давала). Поэтому рынок всегда рядом с рекой и морем, как мы говорили, рынок (как и потом капитализм) — всегда с центром и периферией. Дело в технике транспортировки: античный мир знал мускульную человеческую силу, а также силу животных, но еще не знал упряжи и сбруи, используя простую петлю на шее вола или осла, — животное тянуло и задыхалось. Хотя греки знали колесо (древние американские цивилизации до этого изобретения не додумались), но в целом эффективной перевозки не получалось. Другое дело, скажем, корабль и плавание по реке или морю. Там человеческая сила гребцов была способна технически преобразовать небольшое усилие в передвижение относительно большого груза, у финикийцев и греков корабли достигали водоизмещения в 120 тонн, а у римлян таков был средний тоннаж, монстры достигали 1200 тонн. Покорителями моря считаются финикийцы. Финикия по-гречески означает “deep purple”, то есть «багряная» (финикийцы добывали из морских моллюсков яркую краску — пурпур, — которую использовали для окраски тканей). Финикийские корабли плавали по всему Средиземному морю, выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Их города Тир, Сидон, Библ располагались на берегах Средиземного моря (современная Сирия) в местах, удобных для причала кораблей. Это были города-порты и города-рынки, имевшие хорошо оборудованные гавани и мощные укрепления. В Библе у финикийцев греки покупали египетский материал для письма — папирус (по-гречески «библос», отсюда Библия — книга). В удобных местах финикийцы основывали колонии. Самой известной из таких колоний стал Карфаген, основанный на севере Африки в IX—VIII вв. до н. э. выходцами из города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром (видите: центр тогда мог переместиться в периферию) государства. Уже в эпоху Римской империи карфагеняне переместились в Новый Карфаген, на побережье Испании (современный город Cartagena). Финикийцы все время воевали с «народами моря» — это были филистимляне (в Палестине и тогда было неспокойно).

Но финикийцы изобрели одно техническое средство, которое круто преобразило рыночную жизнь (да и в целом всю нашу жизнь) — первоначально они у шумеров переняли клинопись, приспособив ее к своему языку. Но для торговых записей и расчетов финикийцы придумали существенное упрощение — 22 знака- буквы (согласных звуков в языке финикийцев было 22, а гласные буквы они на письме не обозначали). Получился алфавит: «алеф», или «а»; «бета», или «б» и т.д.

«Алеф» первоначально обозначала «голову быка», а «бета» — «дом». Алфавит у финикийцев заимствовали древние греки, которые позднее ввели буквы, обозначавшие и гласные звуки. Так появилось удобное техническое средство рационализации обмена и торговли (это потом, много позже, стали книги писать). Без него, как и без денег, рыночные отношения были бы невозможны. Но в других областях финикийцы оставались варварами по сравнению с греками — поклоняясь богу Ваалу (отсюда в русском языке «владыка»), они приносили человеческие жертвы (младенцев) — настоящее свидетельство неразвитости культуры. Но уже и евреи, и греки очень быстро додумались жертву человеческую заменять жертвенным животным (козленком или голубем) г—техническое изобретение символизации не менее значимо, чем алфавит. Другое изобретение греков, революционизирующее рыночный обмен, — чеканка монеты (на афинских монетах была выбита священная сова), что предоставило в распоряжение рынка удобную меру и средство обменов.

Интересно исторически проследить институциональное развитие торговли, ее разные формы — регулируемую и рыночную, а также роль рыночной торговли в формировании рынка. Важным элементом регулируемой торговли являлась фигура тамкарума (tamkarum), вокруг которой вращались вся торговля и финансы. Она возникла в Месопотамии и странах Ближнего Востока во времена шумеров и включала в себя роли агента, брокера, аукциониста, хранителя, банкира, кредитора, доверенного лица, судьи, купца, официального поставщика рабов, сборщика налогов, судебного пристава и др. Его функции были связаны с выполнением общественных обязанностей в торговле и бизнесе. Тамкарум отличался от частного купца, зарабатывающего на разнице в покупке и продаже товаров, взяв на себя риск и обязанность платить по долгам. Ему было разрешено заниматься частной торговлей определенными товарами, или сверх определенного объема, или чем-либо другим, что позволяло институционально защищать общественные интересы. В истории можно найти аналогичные примеры таких людей в торговле. Так около 4000 лет назад каппадокийские купцы разрешали своим помощникам торговать партиями ограниченного числа товаров ради их собственной выгоды, не уплачивая процента, как вознаграждение за их работу коммивояжера. В дальнейшем это позволило им приобрести относительную независимость. Также в истории встречаются примеры, когда торговля определенными видами товаров была монополизирована государством, остальные же товары могли участвовать в свободной торговле.

Другими элементами торговли в архаических обществах, послужившими развитию рынков, стали брокерская и аукционная деятельность. Так, на некоторых крупных рынках Центрального Судана возникала фигура брокера, который выполнял функцию установления эквивалентностей. Случалось, что на рынке появлялись чужие торговцы, которые могли срывать куш на рынке или «топить» его, нарушая тем самым организацию системы поставок в долгосрочной перспективе. И здесь вступал в действие принцип аукционирования, т.е. принцип продажи заявителю наивысшей цены. Брокер мог установить эквивалент для аукционных продаж и зафиксировать цену, предварительно оценив возможности потенциальных покупателей на рынке, чтобы обеспечить хорошее предложение. Так, эти две деятельности — брокерская и аукционисте кая — сливались воедино. Таким образом, брокерская и аукционная деятельность являются упорядоченными формами дорыночной торговли. Впрочем, как и деятельность банкира. Когда деньги в обществе выступают как средство платежа и как стандарт, требуется человек, оказывающий услуги по осуществлению платежей и оформляющий долговые обязательства. Сложность бартера заключалась в том, что существовала проблема эквивалентности в товарах, которые обменивались, и проблема несвоевременности оплаты. Установление эквивалентности платежа в натуральной форме, серебре или различных монетах требовало профессионального освидетельствования, которое и обеспечивал банкир. А в Афинах, например, существовала практика, когда банкир выплачивал деньги кредитору в присутствии дебитора, притом что дебитор заранее размещал сумму для этой цели на депозите. Эта деятельность была своего рода поручительством со стороны официальных властей. Она главным образом стала источником перехода от регулируемой торговли к торговле рыночной.

Как предполагает Поланьи, возникновение действенного внешнего рынка в античности следует относить к IV в. до н. э. — когда впервые на восточном Средиземноморье был организован рынок зерна. Голод 330—326 гг. стал свидетельством того, что афинские методы организации торговли зерном не­ эффективны. Помимо этого растущее могущество Александра Македонского разрушило контроль Афин за торговыми путями. Планируя объединить Восток и Запад, Александр видел торговлю путем интеграции земель империи. Для этого он начал строительство нового города в Египте, названного в его честь, которому предназначалась роль коммерческого и культурного центра западной части империи. Александр Македонский, хорошо разбирающийся в греческой политике и экономике, понимал всю важность зерна для Греции: тот, кто контролировал торговлю зерном, контролировал экономику в Греции, а значит, и политическую жизнь греков. Расположение Александрии на плодородных землях в устье Нила — главной артерии Египта — было вовсе не случайным. Однако было бы ошибочным полагать, что Александрия была построена исключительно ради коммерческих целей, стратегическое месторасположение города также имело большое значение. Человеком, ответственным за строительство Александрии и централизованного рынка зерна, стал Клеомен из Навкратиса. Разразившийся в греческих городах голод составлял угрозу внутреннему предложению зерна в Египте. Поэтому Клеомен наложил эмбарго на весь экспорт зерна, установив тем самым над предложением государственный контроль. В то время как иностранные посредники были уничтожены, египетские торговцы процветали благодаря поддержке Клеомена. При этом Птолемеи сохранили монополию на торговлю зерном и централизованную организацию предложения всех предметов торговли (включая кредитные переводы, проверки товаров на складах), а также использование розничных продавцов. Но в целом они придерживались директивы Клеомена. После реорганизации внутреннего предложения Клеомен возобновил экспорт через государственные монополии, продавая зерно по фиксированной цене в 32 драхма, что на тот момент было очень высокой ценой. Так Клеомен понижал внутренние цены на зерно, субсидируя рынок доходами от экспорта. Однако вслед за этим действием возникла проблема административного характера. Поступали жалобы от губернаторов провинций: отсутствие в стране частной торговли зерном лишило их возможности выполнять общественную функцию — собирать налоги. Клеомен был вынужден разрешить частную торговлю зерном, но сделал это в ограниченном количестве. Фиксированная цена на зерно в 32 драхма была очень высокой для греческих городов. И этот факт не раз вменялся в вину Клеомену. Но продолжалось это, как утверждают источники, короткий период. Вскоре экспортные поставки зерна были возобновлены. Клеомену удалось организовать рынок зерна простым и эффективным способом, установив сильный государственный контроль над ценообразующим рынком. Теперь рынок начинал развиваться. Участники рынка подразделялись на четыре группы: одни оставались в Египте, отвечая за фактический экспорт зерна; другие отправлялись в плавание вместе с грузом; третьи дислоцировались на острове Родос; в то время как четвертые располагались в различных греческих портах, чтобы обрабатывать грузы и информировать родосских агентов об изменениях цены. Таким образом, зерно переправлялось из Египта на остров Родос, где торговцы уже были проинформированы о последних ценах покупки зерна во всех греческих городах; после этого зерно везли в те греческие города, где, исходя из полученных сведений, цена была самой высокой. Так цена на Родосе имела тенденцию отражать среднюю цену сбыта в греческих городах. Другими словами, цена на Родосе была «мировой» рыночной ценой, а различные местные цены имели тенденцию отличаться от нее в силу разницы транспортных издержек. Впервые цены в разных греческих городах были тесно связаны друг с другом на постоянной основе. И здесь можно говорить об истинно рыночной цене, существующей на восточной части Средиземноморья, когда поставки товара осуществлялись исходя из реальных соотношений спроса и предложения.

Таким образом, греки сумели создать рыночную и регулируемую торговлю. Они активно использовали в торговле банковскую и бухгалтерскую деятельность, а также деньги на локальных рынках. Однако говорить о том, что в античности существовал рынок в подлинной его форме, было бы преувеличением. Правильнее говорить об историческом развитии рыночных институтов, которые обусловили появление рынка современного типа, т. е. ценообразующего рынка. Римляне довели античную рыночную систему до совершенства.

В Римской империи рыночные отношения достигли почти капиталистического размаха. В республиканском Риме существовало несколько рынков: Мясной рынок (forum Boarium), Овощной (forum Holitorium), Рыбный (forum Piscatorium) и Лакомый (forum Cuppedinis — фрукты, мед, цветы). Рим по числу своих горожан достигал немыслимой цифры — около миллиона человек, и только постоянная и отлаженная система рынка могла его обеспечить всем необходимым.

1 января 112 г. в Риме произошло знаменательное событие. В этот день был открыт последний из серии имперских форумов — Форум Траяна (сегодня сохранилась и одиноко стоит только колонна Траяна) площадью 185 на 300 м — почти столько же, сколько все остальные форумы, вместе взятые. Западную часть города обслуживал рынок Траяна — величественное полукруглое здание, где помещалось около 150 лавок и шла торговля самыми разными предметами. На первом этаже, который был на одном уровне с Форумом, лавки имели вид глубоких ниш, и здесь продавались овощи и фрукты; были лавки с небольшими водоемами в полу, где держали рыбу. Торговали здесь вином и маслом; за лавками шли помещения, служившие складами. Значительное место занимали продавцы «колониальных товаров» — восточных пряностей и перца (piper), по которому получила свое название улица, идущая за рынком: via Biberatica.

Рынок Траяна на фото сверху: разве не напоминает он нам современные здания” Он интересен своей архитектурной конструкцией — с применением бетона и кирпича: основу стены составляла смесь из бетона с камнями, что позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей; стены были облицованы кирпичом. Рим отличался очень высоким уровнем и комфортом жизни — город с водопроводом, освещением улиц, системой канализации, тротуарами, общественными банями и рынками, на которых можно купить все, что jtoaho .  Неслучайно развлечением женщин именно в ту эпоху стало хождение по магазинам.

Рынок свободной наемной рабочей силы существовал, но, по сравнению с рынком рабов, был ничтожным. Невольничий рынок находился около храма Кастора; людей продавали с аукциона, и аукционист выкликал достоинства продаваемых, сопровождая свою речь шутками Рабы стояли на вращающемся помосте (catasta, отсюда «катастрофа» — или поворот, или переворот), продавец должен был повесить на шею раба (famulus) табличку (titulus) и в ней указать, не болен ли раб какой-либо болезнью, нет ли у него физических недостатков, не склонен ли к побегу. Особо дорого продавали не девушек-рабынь (как вы могли бы подумать), а юношей — цены на них были как на гладиаторов (говорят, что Цезарь, увлекшись одним юношей, заплатил за него такую баснословную цену, что потом сам же постеснялся ее внести в приходно-расходные книги). В табличке указывалась национальность раба: галлы считались прекрасными пастухами, даки годились в сельское хозяйство, а греки — во врачи и учителя.

Однако рынок в Риме был механизмом, подчиненным распределению.

Вся экономика Римской империи зависела от поставки рабов на рынок, труд стал считаться уделом рабов — свободные плебеи требовали не работы, а хлеба и зрелищ, т. е. системы распределения; рынок им был не нужен. Как только ослабло политическое и военное могущество римлян, источник рабов, а соответственно — и труда, исчез — на рынке труда не оказалось товара.
Города античности, особенно в эпоху ранних империй, были административными, а не экономическими центрами, они концентрировали в себе, в отличие от средневековых городов, сферу потребления, а не производства. Как говорил Вебер в противовес Эдуарду Мейеру, капитализм древности стоит на «политическом якоре».

Итак, история рынка в древних империях показывает, как постепенно складывался тот рынок, который нам привычен и понятен сегодня; римский рынок уже был почти нашим — современным, — разве что за исключением некоторых предметов (например, рабов). Но и сегодня где-нибудь в подмосковном Голицыно можно увидеть такую картину: собирающихся рано утром на площади узбеков-гастарбайтеров и предлагающих любому свою рабочую силу; и вот какой-нибудь посредник на плохонькой машинке показывает работника хозяину на джипе, и тот, привычно оценив покупку, забирает работника с собой в свой коттедж — вам этот мини-рынок ничего не напоминает?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)