Историческая концепция понимания права

Развитие социальных наук в Новое время неизбежно отразилось на изменение роли исторической науки в оценке понимания права. На смену метафизической оценке сущности и содержания права разрабатываются новые подходы с учетом эволюционного развития социально-экономических и политических реалий и их влияния на предназначение, функции и сущность права.

Особый вклад в разработку исторической концепции понимания права внесли немецкие ученые Густав Гуго (1764-1844), Карл Савиньи (17790 1861), Георг Пухта (1798-1846), которые ключевую роль в понимании права отводили исследованию детерминантов, обусловливающих правотворческий процесс и характер принимаемой правовой нормы. В основу исторической концепции понимания права было положено раскрытие особенностей источников правообразования.

По мнению основателей исторической концепции понимания права:

  • право своим происхождением обязано не усмотрению законодателя;
  • право формируется на основе обычаев, которые произрастают из недр «национального духа» и «глубин народного сознания»;
  • появление юридических норм есть «объективный ход вещей»;
  • этот ход вещей совершается непроизвольно, «приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени»;
  • движение «народного духа» предопределяет эволюцию права;
  • «поступательное движение права» характеризуется преемственностью правовых установлений;
  • правовые институты – это особые социальные явления, которые исторически закономерно рождаются, функционируют и развиваются в «едином потоке каждого народа».

Дальнейшее развитие исторической концепции понимания права связано с трудами основателей марксизма немецких ученых Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). В ходе оценки права как социального явления пристальному вниманию в работах К. Маркса «Нищета философии» (1847), «К критике политической экономии» (1859 г.) и Ф. Энгельса «Происхожение семьи, частной собственности и государства» (1884) были подвергнуты вопросы происхождения и сущности права.

Историко-материалистический подход, предложенный Марксом и Энгельсом, базировался на соотношении понятий «базис» и «надстройка». Ведущая роль в формировании права отводилась базису, под которым понимали систему общественно-экономических отношений.

«Реальный базис» (производственные отношения) составляет основание политической и юридической надстройки. Способ производства материальной жизни обусловливает «социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

В результате в основу историко-материалистического подхода к проблеме понимания права были положены выводы о том, что:

  • право представляет собой надстроечное образование по отношению к экономическому базису общественной жизни;
  • право как юридическая надстройка зависит (находится в причинно-следственной связи) от характера общественно-экономической формации.

История человеческого общества рассматривается в контексте поступательной эволюции человеческого общества, детерминирующей смену общественно-экономических формаций. В ходе эволюции экономических отношений человеческое общество претерпело четыре общественно-экономических формаций, в том числе первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй.

Рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй характеризуются как общественно-экономические формации, имеющие классовую сущность. Классовая сущность общественно-экономических формаций предопределила классовую сущность права.

Выделив в праве свойство классовости, К. Маркс и Ф. Энгельс определяют две составляющих классовой сущности права:

  • обусловленность содержания норм права социальной поляризацией общества и разграничением его на социальные классы;
  • предопределенность средств обеспечения соблюдения правовых норм соотношением социальных классов.

В результате материалистического анализа государства и права как социальных образований К. Марксом и Ф. Энгельсом были предложены следующие дефиниции:

  1. Государство определяется как организации для осуществления систематического насилия одного класса над другим.
  2. Право рассматривается как возведенная в закон воля высшего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни высшего класса.

Следовательно, разработка исторической концепции понимания права с учетом классического подхода позволила исследовать понятие и содержание права с позиции политико-юридического строя и фактически назревших потребностей общества и государства.

Право, как постоянно развивающееся социальное явление, по содержанию зависит от совокупности политических, экономических и социальных факторов. Существенное влияние на содержание и характер норм права оказывают личностные и общественно-политические факторы.

С точки зрения историко-материалистического подхода право признается как нормативный регулятор общественных отношений, детерминированный характером экономической общественной формации, выражающий волю экономически-господствующего класса, устанавливаемый и охраняемый государством для защиты порядка и интересов экономически-господствующего класса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)