Историческая концепция понимания права
Развитие социальных наук в Новое время неизбежно отразилось на изменение роли исторической науки в оценке понимания права. На смену метафизической оценке сущности и содержания права разрабатываются новые подходы с учетом эволюционного развития социально-экономических и политических реалий и их влияния на предназначение, функции и сущность права.
Особый вклад в разработку исторической концепции понимания права внесли немецкие ученые Густав Гуго (1764-1844), Карл Савиньи (17790 1861), Георг Пухта (1798-1846), которые ключевую роль в понимании права отводили исследованию детерминантов, обусловливающих правотворческий процесс и характер принимаемой правовой нормы. В основу исторической концепции понимания права было положено раскрытие особенностей источников правообразования.
По мнению основателей исторической концепции понимания права:
- право своим происхождением обязано не усмотрению законодателя;
- право формируется на основе обычаев, которые произрастают из недр «национального духа» и «глубин народного сознания»;
- появление юридических норм есть «объективный ход вещей»;
- этот ход вещей совершается непроизвольно, «приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени»;
- движение «народного духа» предопределяет эволюцию права;
- «поступательное движение права» характеризуется преемственностью правовых установлений;
- правовые институты – это особые социальные явления, которые исторически закономерно рождаются, функционируют и развиваются в «едином потоке каждого народа».
Дальнейшее развитие исторической концепции понимания права связано с трудами основателей марксизма немецких ученых Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). В ходе оценки права как социального явления пристальному вниманию в работах К. Маркса «Нищета философии» (1847), «К критике политической экономии» (1859 г.) и Ф. Энгельса «Происхожение семьи, частной собственности и государства» (1884) были подвергнуты вопросы происхождения и сущности права.
«Реальный базис» (производственные отношения) составляет основание политической и юридической надстройки. Способ производства материальной жизни обусловливает «социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».
В результате в основу историко-материалистического подхода к проблеме понимания права были положены выводы о том, что:
- право представляет собой надстроечное образование по отношению к экономическому базису общественной жизни;
- право как юридическая надстройка зависит (находится в причинно-следственной связи) от характера общественно-экономической формации.
История человеческого общества рассматривается в контексте поступательной эволюции человеческого общества, детерминирующей смену общественно-экономических формаций. В ходе эволюции экономических отношений человеческое общество претерпело четыре общественно-экономических формаций, в том числе первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй.
Рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй характеризуются как общественно-экономические формации, имеющие классовую сущность. Классовая сущность общественно-экономических формаций предопределила классовую сущность права.
Выделив в праве свойство классовости, К. Маркс и Ф. Энгельс определяют две составляющих классовой сущности права:
- обусловленность содержания норм права социальной поляризацией общества и разграничением его на социальные классы;
- предопределенность средств обеспечения соблюдения правовых норм соотношением социальных классов.
В результате материалистического анализа государства и права как социальных образований К. Марксом и Ф. Энгельсом были предложены следующие дефиниции:
- Государство определяется как организации для осуществления систематического насилия одного класса над другим.
- Право рассматривается как возведенная в закон воля высшего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни высшего класса.
Следовательно, разработка исторической концепции понимания права с учетом классического подхода позволила исследовать понятие и содержание права с позиции политико-юридического строя и фактически назревших потребностей общества и государства.
Право, как постоянно развивающееся социальное явление, по содержанию зависит от совокупности политических, экономических и социальных факторов. Существенное влияние на содержание и характер норм права оказывают личностные и общественно-политические факторы.
С точки зрения историко-материалистического подхода право признается как нормативный регулятор общественных отношений, детерминированный характером экономической общественной формации, выражающий волю экономически-господствующего класса, устанавливаемый и охраняемый государством для защиты порядка и интересов экономически-господствующего класса.
- Интегративный подход к пониманию права в контексте соотношения юридического нормативизма, юридического позитивизма
- Институционально-функциональный концепт в современном понимании права
- Сущностно-ценностный дискурс в современном понимании права
- Системный подход к пониманию права в современной юридической науке
- Инструментальная методология исследования научных основ понимания права
- Научные основы понимания права в советской юридической науке
- Становление научных основ понимания права в российской правовой науке
- Психологическая концепция понимания права
- Социологическая концепция понимания права
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу