Становление научных основ понимания права в российской правовой науке

Формирование и развитие отечественной государственности предопределило последовательное оформление институтов права и элементов механизма правового регулирования общественных отношений. Процесс эволюции государственно-правовых отношений сопровождался осмыслением права как социального регулятора, природы его происхождения, сущности, свойств и предназначения.

В ходе поступательного развития российского права зарождаются научные представления о понимании права, в рамках которых нашли отражение следующие концепции понимания права.

1. Теологическая концепция понимания права. Зарождение отечественной правовой мысли наметилось в период формирования и развития Древнерусского государства. Первым правовым трактатом является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (XI в.).

В учении Иллариона активно поддерживаются положения теологической концепции понимания права, которые анализируются с позиции соотношения понятий «благодать», «истина» и «закон».

В основу природы права положена «благодать» (свобода), даруемая людям божественной волей. Благодати противопоставляется «закон», выступающий формальным предписанием, установленным государством. «Истина» служит критерием оценки закона, т. к. оценивает степень «постижения Новозаветного учения» и воплощения в нормах права «достижений нравственного статуса».

Постепенное обновление положений теологического правопонимания происходит в процессе оформления в России во второй половине XVII – начале XVIII вв. абсолютной монархии. В работе Юрия Крижанича (1618-1683) «Политика» отстаивается божественная сущность законов, исходящих от монарха, признаваемого божественной персоной и носителем верховной власти. Вместе с тем подчеркивается позитивность права, назначение которого состоит в достижении «общей пользы», обеспечении справедливости, благочестия, покоя, мира и изобилия.

В рассуждениях сторонника абсолютивной монархии Феофана Прокоповича (1681-1736), в частности в работе «Слово о власти и чести царской», сочетаются положения теологической и естественно-правовой концепций понимания права и акцентируется внимание на «непреложном слове Божем», «естественном разуме» и «естественных законах».

2. Естественная концепция понимания права. Просветительские идеи о сущности и ценности права получили развитие в России с начала XVIII в. Трансформация научных взглядов о праве происходила под влиянием идей, провозглашаемых в Западной Европе в ходе буржуазных революций. В результате в российской правовой мысли сложились естественная концепция понимания права.

Осмысление положений концепции естественного права нашло отражение в работах первых русских профессоров правоведения Семена Ефимовича Десницкого, Владимира Трофимовича Золотницкого, Захария Аникеевича Горюшкина и Александра Петровича Куницына, в которых раскрываются вопросы формирования «нравственного государства» и указывается на обязательность соответствия гражданских законов естественным законам, т. е. законам природы.

Вклад в развитие положений естественной концепции понимания права внес русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Согласно учению В. С. Соловьева, создание государства обусловлено нравственной необходимостью. Задачей государства является осуществление охранительной функции, т. е. охранение основ общения, содействование «свободному развитию всех человеческих сил», обеспечение права каждого человека на достойное существование. Вследствие этого право, по мнению В. С. Соловьева, следует разграничить на естественное и положительное.

Естественное право — это воплощение рациональной сущности права. Естественное право есть алгебраическая формула положительного права. Естественное право характеризуется двумя факторами — свобода человека и равенство людей.

Положительное право олицетворяет «историческую явленность права». Положительное право реализуется в зависимости от состояния нравственного сознания и исторических условий. Особого внимания заслуживают работы русского историка и философа права Павла Ивановича Новгородцева (1866-1924).

В своих трудах «Проблемы идеализма» (1902) и «Кризис современного правопонимания» (1909) П. Н. Новгородцев отмечает, что естественно-правовые идеи являются неотъемлемым свойством современного права. Содержание права составляет свобода. Право определяется как «совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой – ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях».

3. Идеалистическая концепция понимания права. В XIX в. в России существенное внимание уделяется развитию либеральных идей в рамках идеалистической концепции понимания права. Виднейшим представителем российского либерализма являлся Борис Николаевич Чичерин (1828-1904).

Согласно его учению, под правом следует понимать систему общих юридических норм, которые вытекают из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства. Отстаивая идеи либерализма в идеалистической концепции понимания права, Б. Н. Чичерин в работе «Философия права» (1900) указывает на разграничение права на два вида – положительное и естественное.

Подчеркивая роль человеческого разума в создании юридических норм, Б. Н. Чичерин пишет о целесообразности воплощения в положительном праве принципов естественного права. К «области естественного права» ученый относит «область требований правды, справедливости». В процессе формирования положительного права внимание акцентируется на регламентации в законе «состояния свободы человека».

Б. Н. Чичерин предлагает разграничить три сферы действия свободы человека:

  • внутреннюю свободу (нравственность);
  • общественную свободу (семья);
  • внешнюю свободу (право).

Поясняя концепцию понимания права как сферы действия внешней свободы человека, Б. Н. Чичерин указывает на то, что:

  • человек – существо свободное, которое в условиях государства подчиняется гражданским обязанностям и повинуется власти;
  • в условиях государственности человек сохраняет свою свободу, т. е. прирожденное право на «безпрепятственное развитие разумных своих сил»;
  • сущность права связана со свободой, имеющей как индивидуалистическое, так и априорно-метафизическое начала;
  • закон регламентирует права и обязанности, устанавливая «свободу с ее границами»;
  • данные границы составляют нормы свободы человека.

В результате право представляет собой внешнюю свободу человека, определяемую внешними законами.

4. Позитивистская концепция понимания права. Весомый вклад в формирование позитивистской концепции понимания права внес русский правовед Иван Александрович Ильин (1883-1954), который в работе «Понятие права и силы: опыт методологического анализа», изданной в 1910 г., рассматривает соотношение положительного и естественного права.

На главное предназначение современного права, состоящее в гармонизации позитивного права с естественным, ссылались в своих трудах известные российские правоведы Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920, «Право как социальное явление», 1911), Николай Иванович Палиенко (1869-1937, «Учение о существе права и правовой связанности государства», 1908) и Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912, «О чувстве законности», 1898).

Учение о праве ведущих российских правоведов XIX в. основывается на следующих положениях:

  • индивид есть продукт общественной среды;
  • общество оказывает на индивида «массовое влияние», под воздействием которого «складываются ум, чувства и воля индивида»;
  • индивид «играет роль призмы, которая воспринимает извне лучи и, преломив их по известным законам, отражает их в известном направлении и с известной окраской»;
  • задача науки теории государства и права сводится к отысканию видового признака норм права в родовой группе социальных норм;
  • право в юридическом смысле есть нормы (правила) общежития;
  • видовой признак права можно найти в самом содержании норм права, если обратиться к «формальному моменту»;
  • во всех нормах права имеет место их повелительный характер;
  • нормы права следует отличать от иных социальных норм по признаку организованного принуждения;
  • задача норм права состоит в том, чтобы оказать воздействие на волю лица и вызвать «сильнейший мотив в пользу требуемого поведения»;
  • государство «в своей правовой нормировке стремится вызвать такой мотив угрозой невыгодных последствий в случае совершения действий, несогласных с его требованиями»;
  • лицо должно сделать выбор между «страданием, которое ожидается при отказе от удовольствия, соединяемого в представлении с действием, противным праву», и «страданием, которое ожидается при совершении действия, запрещенного правом»;
  • страх перед «угрозой, сопровождающей норму права, есть основной мотив правового поведения, основанный на эгоизме человека»;
  • для приведения угрозы в исполнение государство создает особые органы;
  • государство принимает меры к тому, чтобы граждане могли познать содержание предъявляемых к ним требований;
  • с этой целью государство «обнародовывает законы, оглашает их в людных местах, печатает, собирает в сборники, систематизирует в кодексы».

Таким образом, в силу того, что нормы права отличаются от других социальных норм тем, что соблюдение их поддерживается требованием, исходящим от государства, следует, что:

  • вне государства нет права;
  • действие норм права ограничивается пределами власти государства.

5. Социологическая концепция понимания права. Особая заслуга в развитии в отечественном правоведении положений социологической концепции понимания права принадлежит Сергею Андреевичу Муромцеву (1850-1910) и Николаю Михайловичу Коркунову (1853-1904). Под правом понимается совокупность юридических отношений, обеспечивающих правовой порядок.

С точки зрения социологического позитивизма:

  • право служит средством охраны интересов ввиду особенностей человека, порождающих угрозу жизнеобеспечения;
  • право реализует функцию по установлению порядка в организованной общности, какой является государство;
  • нормы права представляют собой атрибут порядка.

С. А. Муромцев в работе «Определение и основное разделение права» (1879) указывает, что правовой порядок в собирательном смысле означает создание совокупности прав. Юридические нормы, обеспечивающие правовой порядок, представляют собой правила, в которых закреплены «должные пределы и способ юридической защиты» отношений, предписанных властью и регулирующих «правовой быт народа». Под справедливостью следует разуметь «совокупность субъективных представлений о наиболее совершенном правовом порядке», которые присущи в «данное время данной общественной среде».

Состояние справедливости и правопорядка в обществе предполагает:

  • установление баланса интересов в обществе;
  • совершенствование законодательных и судебных органов власти.

6. Историческая концепция понимания права Осмысление в отечественном правоведении положений исторической концепции понимания права связано с работами русского историка, юриста и социолога Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916).

Специфика подхода к пониманию права заключалась в сочетании положений исторической и социологической концепций права. По мнению М. М. Ковалевского, историко-сравнительный метод познания сущности права как социального явления позволяет наиболее эффективно раскрыть «законы социального развития».

В учении М. М. Ковалевского в основу понимания природы происхождения права положено «материальное понимание действующего закона». В качестве детерминант правообразования признавались факторы, составляющие «движущие силы общества» и определяющие динамику его развития.

7. Психологическая концепция понимания права. Становление в России психологии как науки повлекло осмысление понятия права с позиции оценки роли психических особенностей личности в процессе правообразования, реализации права и правоприменительной деятельности.

Развитию отечественного понимания права содействовали труды российского психолога и юриста Леона Иосифовича Петражицкого (1867- 1931), который в работе «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1909-1910) раскрыл природу происхождения права с точки зрения индивидуальной психики человека.

Согласно учению Л. И. Петражицского:

  • право выступает выражением социально-психологической реальности;
  • формирование права представляет собой интеллектуально-волевой процесс;
  • юридическая природа права состоит во взаимообусловленности социальных процессов и психики человека;
  • процесс правообразования предопределяют правовые эмоции, которые носят характер интуитивного права;
  • человек, являясь сознательным существом, постигает разумом происходящие природные и социальные явления;
  • если нормы нравственности носят односторонний характер, то правовые нормы отличаются двойственным характером;
  • двойственный характер правовых норм заключается в их императивно-атрибутивном, т. е. обязывающе-предоставительном воздействии;
  • государство описывает в правовой норме «желательное поведение» и «угрозу невыгодных последствий для лиц, уклоняющихся от прежнего образа действий»;
  • отличительными признаками человеческой психики являются страх, стремление к власти и подчинению подвластных;
  • в результате право, как социальное явление, оказывает психическое воздействие на поведение индивидов.

Право, по Л. И. Петражицкому, следует понимать как проекцию правового и морального эмоционального опыта. Отмечая целесообразность разработки «общезначимого определения права, Л. И. Петражицкий писал, что решение данного вопроса предполагает концентрацию внимания на «существе права», которое позволяет рассматривать право как психологическое явление и внутренний психологический акт. Право как акт реализации есть не что иное, как «закрепленный за нами, принадлежащий нам … долг другого лица».

В учении Л. И. Петражицкого предлагается различать официальное и позитивное право. Позитивное право следует рассматривать как совокупность форм права, регулирующих общественные отношения. Официальное право представлено в государстве в форме сводов правил, содержащих нормы права, является господствующим и обеспечивается «общественной властью».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)