Социологическая концепция понимания права

Разработка новых подходов к научному пониманию права наметилась в условиях активизации народных масс в целях противостояния основам феодальной общественно-экономической формации.

Нарастающие темпы протеста против крепостного статуса крестьян сопровождались стремлением зарождающейся буржуазии законодательно оформить политические и социально-экономические права и свободы. Политическая нестабильность, обусловленная кризисом абсолютистских основ монархического строя, предопределила повышенный интерес к осознанию и оценке происходящих событий.

В период перехода от феодальной к капиталистической экономической общественной формации происходит развитие научных знаний в области исследования процесса взаимодействия человека, общества и государства.

В системе социальных наук, помимо философии, истории и юриспруденции, одну из ведущих позиций стала занимать социология. Внимание социологического познания было сконцентрировано на изучении причин усиливающегося в новых политико-экономических реалиях социального конфликта. По мере становления капиталистической рыночной экономики происходит трансформация классов, усиливается поляризация общества с учетом оформления пролетариата.

Противоположность социально-экономических и политических интересов буржуазии и пролетариата детерминировали необходимость оценки права в контексте сложившейся стратификации общества.

Введение понятия «социология» связано с трудами французского философа Огюста Конта (1798-1857), по мнению которого, наука социология призвана сформировать истинное представление о государстве, обществе и праве.

Отстаивая идею неизбежности поступательного развития общества, Конт сосредоточил внимание на необходимости умаления роли ранее общепризнанного теологического (метафизического) метода познания, с учетом которого процесс познания понимания права основывался на признании главенствующей роли Бога в создании законов.

О. Конт в своих трудах предлагает признание приоритета эмпирического метода в познании права как сложного социального явления. В основу методологии научного познания механизма воздействия государства и права на человека и иные социальные институты О. Конт положил экспериментальные методы, которые ориентируют на объективное восприятие реалий. Ключевая роль в исследовании понимания права отводится установлению факта «причинной обусловленности», детерминирующего процессы, происходящие в политической, экономической и социальной системах жизнедеятельности общества.

Вслед за О. Контом австрийский правовед и социолог Эуген (Ойген) Эрлих (1862-1922) на основе социологического подхода рассматривает право как «продукт социологического развития». Оценивая позитивную роль права как социорегулятора, Э. Эрлих указывает на его стимулирующее воздействие на поступательное развитие общества.

Научный интерес представляет мнение Э. Эрлиха относительно разграничения права по источнику формирования на две составляющих:

  • «живое право», исходящее непосредственно от общества;
  • право, созданное государством и представленное юридическими нормами, регулирующими отношения между государством и членами общества.

Вклад в развитие социологической концепции понимания права вносит французский юрист, теоретик права Леон Дюги (1859-1928), предложивший использовать в понимании права метод социологического позитивизма. По его мнению, предназначение социологии состоит в создании истинного представления о человеческом обществе, государстве и праве, опираясь не на государственную идеологию, а на факты.

Существенная роль в учении Л. Дюги отводится социальным нормам, которые изначально регулируют отношения в обществе. Акцент ставится на невозможности существования человека вне общества. Общество рассматривается как социальный организм, подобный человеческому биологическому организму.

Вследствие этого в трудах Л. Дюги отстаивается идея целесообразности общественной солидарности, содержащая следующие положения о праве:

  • задачей государства является осуществление социальной функции, направленной на стабилизацию внутренних отношений в обществе;
  • стабилизация общественных отношений предполагает организацию деятельности определенных служб и обеспечения контроля за осуществлением вверенных им функций;
  • поскольку в условиях первобытного общества человек реализует собственную волю произвольно, то государство обеспечивает стабильность в обществе путем создания права;
  • в задачу права входит ограничение произвольности воли лица и установление норм права, регламентирующих меру свободы человеческой воли.

Развитие социологической концепции понимания права в XIX-XX вв. сопровождалось введением в научный оборот понятия социальной инженерии. Немецкий ученый Филипп Хеп (1858-1943) и американский правовед Роско Паунд (1870-1964) писали, что важнейшей задачей права с учетом противостоящих интересов членов общества является сбалансирование общественных интересов путем введения норм права.

Формирование норм права должно осуществляться с целью защиты следующих общественных интересов:

  • публичных интересов, т. е. интересов государства;
  • общественных интересов, т. е. для создания общей безопасности;
  • индивидуальных интересов, включающих интересы личности, интересы семьи и интересы материального характера.

Представитель социологической концепции понимания права немецкий ученый Герман У. Канторович (1877-1940) предложил сочетать теорию формального нормативного и свободного права. Если теория формального нормативного права предусматривает исследование состояния права, процесс создания которого завершен, то теория свободного права призвана изучать процессы правообразования в контексте формирования норм «желаемого права».

В этой связи предметом исследования должна стать социальная действительность, которая обусловливает постановку правовых целей (целеполагание). Право в виде формальных нормативных правил призвано обеспечивать достижение социально полезных целей. В результате мерилом справедливости права становятся воплощенные в праве социальные ценности.

В основу своего учения Канторович положил идею о детерминизме права, обусловленном изменениями в экономической, социальной и политической системах общества. Право, по мнению Канторовича, не может быть однородным и справедливым для всех времен и всех членов общества. Закон, создаваемый правотворческим органом, должен быть приспособлен к велению времени и потребностям общества.

Таким образом, становление социологической концепции понимания права способствовала обогащению знаний о природе происхождения, сущности и предназначении права. Взяв за основу положения, разработанные в рамках позитивистского, нормативистского и естественного права, представители социологии права акцентируют внимание на реализации правом как универсального социорегулятора общесоциальной функции.

Признав социальную стабильность и социальный прогресс как основные векторы предназначения права, социологи права указывали на значимость процесса правообразования и целесообразность сочетания в нормах права волеполагания представителей различных социальных категорий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)