Психологическая концепция понимания права

Психологический подход к пониманию права как социального явления формируется в конце ХIХ в. в результате развития науки психологии. Предметом изучения психологии становится исследование взаимодействия и взаимообусловленности психики человека и социальных процессов.

Интересно
В процессе оценки социально-правовых явлений психологической наукой разрабатывается метод экспериментальной психологии. Применение в познании права метода экспериментальной психологии позволяет изучать явления, происходящие в обществе, исходя из признания в качестве детерминант эволюции государственно-правовых явлений «интеллектуальных, эмоциональных и волевых воздействий одних людей на других».

В основу психологического подхода к пониманию права были положены взгляды Марка Туллия Цицерона и Николы Макиавелли, согласно которым, биологическим индивидам присуща врожденная потребность совместного бытия, обусловленная факторами естественно-биологического и психологического характера.

Среди качеств, присущих человеку как индивидууму, ученые отметили совокупность как позитивных, так и негативных черт, в том числе: коммуникативность и отчужденность; доброжелательность и агрессивность; уважение и пренебрежение и т. д.

Разум человека, осознавая свойственное индивидам наличие негативных черт, создающих угрозу его личной и имущественной безопасности, постигает целесообразность объединения людей в организованную общность – государство и установления правовых предписаний в форме дозволений и запретов.

Существенный вклад в развитие психологического подхода к пониманию права внесли английский ученый Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941), австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939) и немецкий философ и психолог Эрих Фромм (1900-1980). По мнению представителей психологической концепции понимания права, общество представляет собой «сумму психических взаимодействий», т. е. процесс психического взаимодействия индивидов.

Из этого следует, что общество является организацией, члены которой обладают психическими свойствами, выражающимися в форме мыслей, желаний, побуждений и т. д. В обществе, как психологической социальной организации, можно выделить два уровня психологии – индивидуальную, присущую конкретному индивиду, и коллективную, характеризующую «народный дух» – Volksgeist.

Коллективная психология индивидов влечет формирование общественного сознания. Коллективная психология оказывает воздействие на индивидуальную психологию. Индивид становится «продуктом общественной среды». Общественное сознание оказывает влияние на индивидуальное сознание.

Согласно учению Э. Фромма, в основу исследования сущности и природы права как социального явления следует положить метод «гуманистического психоанализа». Оценивая причинную обусловленность поведения людей, Э. Фромм исходил из сущности человека как сознательного существа. Разум человека способен постигать как высшее (божественный разум), так и происходящие природные и социальные явления.

Изучение сущности права в рамках психологического подхода к пониманию права позволило выделить следующие направления в познании права:

  • влияние психологии человека на сознание (правосознание) и поведение (правомерного и правонарушающего) индивидов с позиции двух начал существования индивида – «иметь» и «быть»;
  • влияние психологии человека на осознание меры свободы в поведении индивида с позиции разграничения двух видов свободы индивида – «свобода от» и «свобода для»;
  • влияние психологии человека на осознание «типичных» стереотипов и атипичных форм регулирования для той или иной эпохи (культуры, правовой культуры).

В качестве психологических факторов, воздействующих на правомерное поведение индивидов, Э. Фромм выделяет:

  • характер человека, определяющий линию его поведения на личностно-волевом уровне;
  • «погружённость» личности в различные социальные среды;
  • двойственность человеческой натуры, сочетающей «историческое» и «экзистенциональное».

По Э. Фромму, человеческое существо выступает носителем исторически заложенных «потенций». Человеческое существо, «наталкиваясь на исторические противоречия», избирает линию поведения, соответствующую его характеру и культуре. Следовательно, представители психологического подхода к пониманию права отвергают положение о «спонтанном, фаталистическом развитии права». В результате право рассматривается как «проекция правового и морального эмоционального опыта». Право признаётся «социально-психологической реальностью», которая подлежит «опытному эмпирическому наблюдению».

Там, где существует общество, существуют правила. Нормы права имеют повелительный характер и отличаются от других социальных норм. Вне государства нет права. Действие норм права ограничивается пределами власти государства. Задача народного духа состоит в отыскании «особого признака норм права», характерного для определенной социальной группы. Государство устанавливает норму желательного поведения, нарушение которой создает угрозу наступления невыгодных для лица последствий.

Правовые нормы, в отличие от иных социальных норм, характеризуются признаком организованного принуждения. Принуждение, «сопровождающее норму права», имеет психический характер и заключается в возбуждении мотива, который должен склонить к поведению, согласному с нормами, и преодолеть мотивы, отклоняющие от нормального поведения.

Страх перед угрозой негативных последствий, содержащихся в норме права, является основным мотивом правового поведения. Задача норм права заключается в оказании психического воздействия на волю лица, способствующего вызвать «сильнейший мотив в пользу требуемого поведения».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)