Интегративный подход к пониманию права в контексте соотношения юридического нормативизма, юридического позитивизма

На современном этапе развития науки теории государства и права особый интерес представляет интегративный (синтетический) подход к пониманию права как социального регулятора, разработанный на основе научных знаний, полученных в области исследования юридического нормативизма, юридического позитивизма и юридического социологизма.

Кумулятивная оценка права как социального явления позволила рассматривать право как совокупность правовых норм, установленных государством с целью регулирования общественных отношений, формально-определенных и общеобязательных в исполнении, несоблюдение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Избрание интегративного подхода к пониманию права обусловлено осознанием роли права в условиях развития правового государства и гражданского общества. Основной акцент изучения права с позиции современного юридического нормативизма, юридического позитивизма и юридического социологизма ставится на проведении сравнительно-правового анализа нормативных регуляторов, установлении особенностей права и выявлении отличительных его признаков и свойств.

Регулирование общественных отношений являлось одной из актуальных потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность членов общества, с момента возникновения человеческого общества. Социальные нормативные регуляторы зарождаются в процессе возникновения первых форм родоплеменной самоорганизации.

В условиях родоплеменной организации элементами механизма нормативного социального регулирования общественных отношений с учетом разграничения предмета регулирования выступали технические, экономические, нравственные, религиозные, этические, эстетические нормы, воплощаемые в форму устных предписаний и передаваемые из поколения в поколение в виде традиций и обычаев.

Введение социально-полезных правил (норм) предполагало установление меры дозволенного и запрещенного в поведении индивидов, соблюдение и нарушение которой влекло реакцию со стороны органов родоплеменной организации и членов общества в виде поощрения или порицания.

Углубление внутренних противоречий, вызванное развитием производственных отношений, возникновением имущественного неравенства, активизацией деятельности по освоению новых территорий и присоединению иноплеменников обусловили поиск новых средств социального регулирования, обеспечивающих стабильность в обществе.

Разработка новых средств социального регулирования сопровождалась переходом от родоплеменной организации общества к государству, как политической организации общества, характеризующейся формированием органов государственной власти, установлением государственных границ, созданием вооруженных сил для обеспечения территориальной целостности и суверенитета, введением в отношении народонаселения состояния подданства, разработкой системы налогообложения, формированием центрального и местного аппарата, реализующего административно-управленческие и контрольные функции.

Эволюция социальной организации общества, предопределившая возникновение государства, обусловила создание права как универсального социального регулятора, обладающего существенными отличительными признаками и свойствами.

Под признаками в этимологическом значении понимают показатели, черты, по которым следует определять явление. Признаками права в науке теории государства и права обозначают отличительные черты, которые выражают его специфику и выделяют среди других регулятивных образований.

К числу основных признаков права относят:

  • источник формирования права, которым выступает государство в виде компетентного органа государственной власти, наделенного правотворческими функциями;
  • цель права, заключающаяся в реализации юридических и общесоциальных функций, направленных на регулирование общественных отношений, обеспечение стабильности, достижение сбалансированности в функционировании всех сфер жизнедеятельности человека, общества и государства;
  • нормативность права, которая характеризует: внутреннее содержание права; источники правообразования; формы выражения и закрепления нормы права; структуру изложения нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция); последствия воздействия нормы права на общественные отношения;
  • общеобязательный характер действия права, предусматривающий неукоснительное соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений;
  • обеспеченность общеобязательного характера действия права в исполнении мерами государственного принуждения (армия, полиция, суд).

Специфические признаки права получили отражение в отличительных свойствах права как сложного социального явления. Под свойствами в этимологическом значении понимают качества, составляющие отличительную особенность явления.

К числу отличительных особенностей (свойств) права как социального регулятора общественных отношений причисляют:

  • способ формирования, позволивший рассматривать право как результат правотворческой деятельности компетентного органа государственной власти, наделенного правотворческими функциями;
  • процедурность правотворческой деятельности, означающую регламентацию принципов и стадий правотворческого процесса;
  • характер выражения волеустановления, обозначающий право как результат воплощения в действие правовой политики, проводимой государством и выражающей волеизъявление государства в лице представителей правотворческого (законодательного) органа государственной власти;
  • формальные источники создания права (правообразования), которыми выступают правовые обычаи, судебный прецедент и каноны, степень использования которых определяется особенностями становления и развития государства;
  • материальные источники создания права (правообразования), которыми являются потребности и условия объективно существующего материального мира, т. е. политические, экономические, социальные, геополитические, национальные, конфессиональные и иные факторы.
  • формальную определенность права, влекущую письменное изложение и закрепление правовых норм в виде форм права, главным образом, нормативно-правовых актов — официальных документов, исходящих от управомоченных органов государственной власти;
  • неперсонифицированностью норм права, предопределяющую:
  • отсутствие в норме права указания на конкретного адресата в механизме правового регулирования;
  • воздействие норм права на всех участников общественных отношений;
  • неоднократность действия нормы права при наличии тождественного состава правоотношения;
  • юридическую технику, обеспечивающую соблюдение в ходе осуществления правотворческого процесса правил, регламентирующих: структуру изложения правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция); реквизиты нормативно-правовых актов; порядок принятия и введения нормативно-правового акта в действие; порядок обнародования нормативно-правовых актов; порядок действия нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц; способы и методы учета и систематизации нормативно-правовых актов и т. д.;
  • иерархичность нормативно-правовых актов с учетом их юридической силы, означающую разграничение нормативно-правовых актов, исходя из правового статуса субъектов правотворческого процесса (Основной закон государства, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов государства и подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти государства и органами исполнительной власти субъектов, образующих состав государства);
  • системность права, предполагающую консолидацию норм права в систему национального права, представляющую собой целостное образование, характеризующееся единством внутреннего строения и механизмом воздействия на общественные отношения в силу единства целей, задач и принципов правового регулирования;
  • внутреннюю структуру системы права, предусматривающую систематизацию правовых норм непосредственно в системе права на основе признака однородности регулируемых общественных отношений по отраслям (государственное, уголовное, гражданское семейное и т. д.), подотраслям (авторское право и т. д.) и институтам (уголовная ответственность несовершеннолетних и т. д.) права;
  • методы отраслевого правового регулирования, предопределяющие классификацию отраслей права на:
  • публичное (государственное, административное, уголовное и т. д.) и частное (гражданское, семейное и т. д.) право;
  • материальное (гражданское, уголовное, семейное и т. д.) и процессуальное (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и т. д.) право;
  • предмет правового регулирования, который образует система социально-значимых для государства, общества и человека общественных отношений (основы государственного строя; принципы политической, экономической, социальной системы; механизм государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим); правовое положение (права, свободы и обязанности) подданных (человека и гражданина) и т. д.;
  • механизм правового регулирования общественных отношений, обеспечивающий воздействие государства на общественные отношения с помощью правовых методов и средств и предусматривающий разграничение:
  • по степени категоричности правовых предписаний — императивных и диспозитивных норм права;
  • по характеру правовых предписаний — управомочивающих, обязывающих и запретительных норм права;
  • стадии правового регулирования общественных отношений, определяющие:
  • содержание объективного права;
  • гарантии соблюдения права;
  • основания, порядок и последствия использования права;
  • порядок реализации субъективного права (элементы правоотношения, признаки состава правонарушения);
  • применение права компетентными органами государства (правоприменительные акты);
  • разграничение критериев правомерного и неправомерного поведения субъектов реализации объективного права;
  • обеспеченность права в исполнении мерами государственного принуждения;
  • юридические гарантии обеспеченности норм права, закрепленные в законе и представляющие собой совокупность организационно-правовых мер по созданию и функционированию компетентных (контрольно-надзорных, правоохранительных и юрисдикционных) органов, осуществляющих предупреждение, профилактику, выявление, обнаружение, пресечение и устранение последствий правонарушений;
  • реализацию юридической ответственности как вида социальной ответственности на основе законодательно регламентированных принципов (справедливость, законность, неотвратимость ответственности, соразмерность ответственности содеянному, индивидуализация ответственности, дифференциация ответственности, равенство всех перед законом, гуманизм и т. д.)
  • правовое воздействие государства на участников общественных отношений путем правового просвещения, правовой культуры и правового воспитания.

Таким образом, регулирующее воздействие права как социального нормативного регулятора имеет целью упорядочить общественные отношения с помощью механизма правового принуждения. Интегративное понимание права предполагает раскрытие юридических и социальных «корней» права, а также его «деятельной стороны» права как социального явления.

Интересно
С точки зрения интегративного подхода В. И. Гойман определяет право как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Право существует для установления в обществе правопорядка. Действие права предполагает соблюдение, использование и применение правовых норм. Действие права предполагает наличие знаний в области правовых предписаний и заключается в реализации правовых предписаний. Сферу применения права представляет государственно-властная деятельность, обеспечиваемая правоприменительными органами.

Право, обладая такими признаками и свойствами, как общеобязательность, нормативность, обеспеченность и т. д., наделено особой «социальной силой», которая обусловливает его инструментальную и социальную ценность. Инструментальная ценность права состоит в выполнении функций «регулятивного инструмента», обеспечивающего «организованность общественной жизни».

Социальная ценность права заключается в том, что право создает устойчивый характер порядка в общественных отношениях и позволяет достичь гарантированного результата посредством применения мер государственного принуждения.

Социальная ценность права состоит в кумуляции «глубинных элементов цивилизации и культуры», воплощающих важнейшие социальные ценности общества (свободу, справедливость, равенство людей и т. д.). Право выступает источником прогрессивного поступательного развития общества, универсальным средством регулирования отношений на межгосударственном и международном уровнях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)