Системный подход к пониманию права в современной юридической науке

На современном этапе развития юридической науки наибольшую значимость приобретает системный (генетический) подход к пониманию права. Системный (генетический) подход в качестве основы исследования понимания права предусматривает процесс правогенеза в контексте раскрытия причинной обусловленности происхождения и развития права как социального явления.

Системный (генетический) подход к пониманию права предполагает проведение научных исследований в области правопонимания в двух направлениях:

  • первое направление исследования правогенеза связано с раскрытием объективных предпосылок появления права;
  • второе направление исследования правогенеза сопряжено с изучением материальных источников права, порождающих необходимость установления нормативной системы отношений.

Системный (генетический) подход к пониманию права предопределил определение совокупности факторов, послуживших причиной формирования и развития права.

1. Экономическая обусловленность появления права. В основу разработки системного подхода к пониманию права положена марксистская формула, устанавливающая обусловленность формирования права волей господствующего класса. Классовая воля детерминируется материальными потребностями господствующего класса.

Экономические потребности предусматривают необходимость урегулирования процесса производства и обращения материальных благ. Ключевую роль в определении содержания правовых норм играет специфика регулирования товарного производства и обращения. По К. Марксу, человеческое общество, начиная с первых этапов своего развития, нуждается в урегулировании «общим правилом» процесса производства, распределения и обмена продуктов.

В задачу права как нормативного регулятора входит обеспечение подчинения каждого человека установленным «общим условиям производства и обмена».

2. Социальная обусловленность появления права. Право имеет социальную обусловленность, которая определяется уровнем общественного развития. Социальная необходимость урегулирования общественных отношений путем права связана с переходом от первобытной организации к классовому обществу.

По мнению профессора О. Э. Лейста, право существует в неоднородном обществе, которое состоит из различных классов, групп, слоев, сословий, других социальных образований, интересы которых не только различны, но и нередко противостоят друг другу.

В условиях классового общества происходит социальная поляризация общества по имущественному признаку, требующая нормативного оформления привилегий высших слоев и ограничений в отношении низших слоев населения.

Посредством установления права происходит нормирование критериев порядка в обществе, устанавливаемых в интересах высшего класса. Нормативное оформление привилегий высшего класса в экономической сфере актуализирует потребность в создании механизма, обеспечивающего охрану статуса представителей высшего класса.

Поддержание порядка в классовом обществе обеспечивается с помощью права как нормативного регулятора, «опирающегося на принуждение». Право рассматривается как социально-классовый регулятор общественных отношений. Социальная обусловленность появления права детерминирована потребностью в нормативном закреплении воли экономически господствующего класса и обеспечении охраны порядка (стабильности) в обществе путем применения насильственных методов, в частности принуждения и подавления.

3. Политическая обусловленность появления права. В разработке «юридических средств, юридических конструкций и структурных построений» приоритетную роль играют стратегические направления внутренней и внешней политики органов государственной власти.

Реализация органами государственной власти политики государства представляет «юридико-интеллектуальный процесс», направленный на формирование законов и созданию системы законодательства.

Юридико-интеллектуальный процесс формирования права как социального нормативного регулятора базируется на разработке принципов-идей, обеспечивающих взаимосвязь и взаимообусловленность юридических норм.

В классовых обществах на стадии рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций возникает необходимость нормативного регулирования политических привилегий представителей высшего класса. Закрепляемые в правовых нормах политические права и свободы признаются «проекцией на область политики требований господствующего класса, вытекающих из характера товарного хозяйства».

Право выступает результатом политики государства по формированию нормативных регуляторов, обеспечивающих интересы правящего класса. Поэтому право классовых государств отличает антидемократическая сущность правовой политики и правовых норм.

В современных условиях политическая обусловленность сущности и содержания права предопределена формированием и развитием демократических институтов, устанавливающих общепризнанные неотъемлемые права и свободы. Демократические институты находят выражение в правовых нормах с учетом действующего типа демократии. В результате «тип права» предопределен соответствующим «типом демократии».

4. Историческая обусловленность появления права. В ходе исторического развития общества и государственности сложилось многообразие нормативных социальных регуляторов. Право, как социальный феномен отличается инструментальным потенциалом воздействия на общественные отношения для «исключения произвола и своеволия». Право обладает уникальной ценностью, т. к. позволяет аккумулировать и воплотить в норме фундаментальный опыт развития цивилизаций и их нормативных требований.

Интересно
Известный философ права Синха Сурия Пракаш отмечает, что цивилизационный плюрализм в правовой действительности характеризуется наличием базовых ценностных постулатов, которые присущи различным народам и связаны с поступательным историческим развитием общества.

Например, западные цивилизации в качестве основного принципа правовой организации общества признают позитивное право, на образование которого оказали воздействие культурно-исторические процессы, происходящие в древнегреческой и древнеримской цивилизациях.

Вместе с тем правовая действительность различается во всем мире от общества к обществу, от цивилизации к цивилизации. По мнению профессора С. С. Алексеева, право, как «правовая материя», не было реализовано «нигде и никогда в чистом виде и в полной мере». Среди факторов, влияющих на формирование права, следует выделить «качественные особенности», присущие обществу на разных этапах исторического развития.

Непосредственное влияние на процесс правообразования оказывали «естественные факторы», к которым следует относить особенности географического, геополитического, климатического, биологического и т. д. характера.

Существенную роль в процессе правотворчества сыграли юридико-прагматический фактор, основывающийся на учете практики и опыта нормативного регулирования общественных отношений, использовании оптимальных средства для разрешения юридически значимых ситуаций. Как отмечает М. И. Байтин, право, как историко-культурная ценность цивилизационного развития общества, «воплощает в себе целостный союз фундаментальных основ цивилизованного общества».

5. Этическая, нравственно-моральная обусловленность появления права. Право по содержанию имеет нормативно-идеологизированный характер. Вместе с тем право по своей природе отличается оценочным характером, т. к. определяет меру должного. Поэтому право служит выражением общественного сознания, содержит оценочные понятия, касающиеся представления о правах и обязанностях, правомерном и неправомерном, о дозволенном и запрещенном, санкциях, льготах и привилегиях.

Независимо от смены общественно-экономических формаций право воплощает в себе нравственные нормы, содержащие исторически сложившиеся ценности, в том числе мораль.

По мнению С. С. Алексеева, мораль не является чем-то внешним по отношению к праву. Мораль представляет форму общественного сознания, которая «проникает в самую плоть права». Вследствие этого правовая характеристика явления ассоциируется с его моральной оценкой.

По мнению С. П. Синха, наиболее значимым среди базовых постулатов права как универсального социального регулятора является закрепление понятий «долг», «честь», «общественное осуждение» и «упорядочение социальной свободы и справедливости». В условиях классового общества в праве вводятся нормы, отражающие господствующую мораль в условиях общественно-политической формации. Поэтому право при классовой сущности государства отражает мораль экономически господствующего класса.

Этические критерии оценки общесоциальной сущности права связаны с такими моральными принципами, как справедливость и гуманность. Право, как социальный регулятор, обладает ценностью, связанной с упорядочением социальной свободы и установлением справедливости. В условиях демократического режима право создается для реализации функции государства, направленной на «справедливое распределение социальных благ».

Как полагает В. Д. Филимонов, право способствует достижению общесоциальной справедливости в обществе. Первостепенной составляющей общесоциальной справедливости признаётся нравственная справедливость, которая обусловливает количественные и качественные свойства сформированных общественных отношений.

Общесоциальная справедливость в системе общественных отношений предполагает установление воздаяний как за социально полезные, так и общественно опасные деяния. Исходя из нравственных критериев оценки сущности права, В. С. Нерсесянц пишет, что право по содержанию отражает объективные потребности общества.

В этой связи основу содержания права составляют нормы, устанавливающие меру свободы индивида. Основываясь на нравственной оценке ценности права в сфере регламентации свободы человека, В. С. Нерсесянцем было предложено следующее определение права.

Право, как форма (и мера) свободы и равенства, объективно обусловленная данным способом производства и соответствующим ему уровнем социального, политического, духовного и культурного развития, в его соотношении с законом (т. е. официальной формой общеобязательно-нормативного признания или непризнания объективно сложившихся мер этой свободы и равенства) выступает как источник, олицетворение и критерий справедливости.

Таким образом, развитие юридической науки на современном этапе послужило модернизации научных концепций понимания права. Использование кумулятивного подхода к пониманию права, как универсального социального регулятора общественных отношений, позволило проследить процесс правогенеза.

В результате оформления системного (генетического) подхода к пониманию права сложилась комплексная оценка права как сложного социального явления, детерминированного совокупностью объективных и субъективных факторов и сопряженного с экономической, политической, социальной, культурно-исторической и иного характера причинной обусловленностью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)