Сущностно-ценностный дискурс в современном понимании права

Разработка научных подходов к пониманию права предопределила внедрение в понятийно-категориальный аппарат науки теории государства и права такого понятия, как «сущность права».

Категория «сущность» стала активно применяться в период зарождения философской науки. Раскрывая ключевые вопросы о первичности материи или сознания, философы обращали внимание на сущность исследуемых явлений. Под «сущностью любого явления» подразумевали совокупность наиболее значимых отношений, характеризующих внутренние его связи.

В современной науке теории государства и права под сущностью государства и права понимают совокупность наиболее устойчивых отношений, характеризующих происходящие внутренние процессы и выражающих качественные характеристики, раскрывающие природу и назначение данных социальных явлений.

Вследствие этого использование в науке теории государства и права категории сущность государства и права предусматривает раскрытие внутренних характеристик государства и права, которые объясняют условия и причины возникновения, целевое назначение и механизм действия государства и права как социальных явлений.

Сущность права обусловливается сущностью государства. Государство представляет собой политическую организацию общества, обеспечивающую единство и целостность народонаселения в рамках установленных территориальных границ посредством аппарата государственной власти и механизма государственного принуждения. Ведущим признаком государства является государственная власть.

Вследствие этого сущность государства раскрывается через следующие аспекты:

  • кому принадлежит государственная власть;
  • кто участвует в формировании органов государственной власти;
  • в чьих интересах реализуется государственная власть.

В науке теории государства и права подразделяют сущность государства на два вида:

  • классовая сущность;
  • общесоциальная сущность.

В процессе исследования сущности права установлено, что:

  • сущность права зависит от особенностей политико-правового развития государства;
  • каждый из выявленных видов сущности права действует в конкретных исторических условиях и предопределен уровнем развития политической, экономической и социальной системы, социокультурными особенностями развития общества и государства.

Сущность права подлежит изучению в науке теории государства и права посредством раскрытия трех аспектов:

  • кому принадлежит законодательная власть, т. е. кто создает право
    (правовые нормы);
  • кто участвует в осуществлении правотворческой деятельности (разработке и принятии нормативно-правовых актов);
  • с какой целью создается право (вводятся правовые нормы), в чьих интересах и с помощью каких методов воздействия на участников общественных отношений реализуются правовые предписания.

В зависимости от раскрытия данных трех аспектов в науке теории государства и права разграничивают два вида сущности права:

  • классовая сущность права;
  • общесоциальная сущность права.

Классовая сущность права характерна для государства, имеющего классовую сущность. Переход общества от первобытной самоорганизации к классовому государству нашел подробное освещение в работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

В условиях первобытного строя в связи с переходом от присваивающего к производящему хозяйству, с совершенствованием орудия труда появляется прибавочный продукт, предопределивший необходимость распределения излишков труда.

Развитие производящего хозяйства повлекло существенные изменения в социальной системе общества. На смену социальному равенству приходит внутренняя стратификация соплеменников по имущественному статусу.

В процессе увеличения плотности населения активизируется деятельность родоплеменной организации по расширению территории обитания, сопровождавшаяся столкновением с иноплеменниками и обращением их в рабство. Таким образом, закономерным этапом в развитии человеческого общества явился переход от первобытного строя к рабовладельческому государству.

Формационный подход к оценке государств предопределил выделение рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономических формаций, в рамках которых складывается классовая сущность государства, повлекшая классовую сущность права.

В условиях классовой сущности государства имеет место деление общества по правовому статусу на два противоположных класса, например, рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуазии и рабочих.

При классовой сущности государства:

  • государственная (законодательная, исполнительная и судебная) власть принадлежит экономически господствующему классу (рабовладельцам, феодалам, буржуазии);
  • в формировании органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти участвуют представители экономически господствующего класса (рабовладельцы, феодалы, буржуазия), обладающие политическими правами (право избирать и быть избранным; право на доступ к управлению государством, право на доступ к государственной службе);
  • государственная (законодательная, исполнительная, судебная) власть реализуется в интересах экономически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии), наделяемых на законодательном уровне преимуществами и привилегиями в области социально-экономических прав.

Классовая сущность государства порождает классовую сущность права. Профессор О. Э. Лейст указывал, что право возникает в неоднородном обществе, стратификация которого предполагает выделение классов, сословий, групп, слоев и иных социальных образований.

В рамках стратификации общества имеет место разграничение интересов вплоть до «противостояния друг другу». Общество не может развиваться «без снятия этих противоречий», поэтому оно должно поддерживать определенный порядок, который обеспечивается с помощью нормативного регулирования, опирающегося на принуждение.

Достижение общественного порядка требует создание правопорядка. В результате право используется как нормативная форма упорядочения общественных отношений, охраняемых государственным принуждением.

Классовая сущность права раскрывается через следующие аспекты:

  • какой социальной группе (классу) принадлежит право осуществления законодательной власти;
  • какие социальные группы (классы) участвуют в правотворческой деятельности, разработке и принятии нормативно-правовых актов;
  • в целях какой социальной группы (класса) создается право (вводятся правовые нормы); интересы (потребности) какой социальной группы (класса) являются приоритетными в процессе правообразования; какие методы воздействия на участников общественных отношений используются для достижения целей и удовлетворения интересов социальной группы (класса).

Классовая сущность права характеризуется следующими особенностями:

  • право осуществлять правотворческую деятельность принадлежит экономически господствующему классу (рабовладельцам, феодалам, буржуазии);
  • в формировании органов, осуществляющих правотворческую деятельность, участвуют представители экономически господствующего класса (рабовладельцы, феодалы, буржуазия), обладающие политическими правами: право избирать и быть избранным, право на доступ к управлению государством, право на доступ к государственной службе.
  • право (правовые нормы) создается в целях экономически-господствующего класса и выражает его волю; в процессе правообразования приоритетными являются интересы (потребности) экономически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии); для достижения целей и удовлетворения интересов экономически господствующего в качестве методов правового воздействия на участников общественных отношений преимущественно используются насильственные методы принуждения.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс, определяя особенности классовой сущности права, указывали, что право следует рассматривать как выражение воли экономически господствующего класса, возведенной в закон и подлежащей неукоснительному выполнению.

В XX в. в результате эволюционного развития институтов государств и права на смену классовой сущности под воздействием буржуазных революций, вследствие негативных последствий мировых войн, нанесших ущерб интересам человечества, формирования международных отношений и создания международных организаций по правам человека на международном уровне промульгируется принцип общесоциальной сущности государства.

Впоследствии принцип социального государства закрепляется на законодательном уровне в Основных законах (Конституциях) государств. В результате признания социальной сущности государства изменению подлежала сущность права. Доктринальная оценка общесоциальной сущности права предусматривает анализ критериев общесоциальной сущности государства.

Общесоциальная сущность государства предполагает наличие следующих черт:

  • государственная (законодательная, исполнительная и судебная) власть принадлежит социуму (народу): отсутствует законодательное разграничение общества на классы, государство устанавливает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, языка, национальной принадлежности, происхождения, рода деятельности, места проживания и т. д.;
  • в формировании органов государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти и органов самоуправления участвует социум (народ), обладающий равными политическими правами: право избирать и быть избранным; право на доступ к государственной и муниципальной службе;
  • государственная (законодательная, исполнительная и судебная) власть реализуется в интересах социума (народа).

В условиях общесоциального государства промульгируется общесоциальная сущность права, которая отличается следующими характеристиками:

  • право осуществления законодательной власти принадлежит социуму (народу), каждый член которого наделен равными политическими правами: правом избирать и быть избранным в органы законодательной (представительной) власти, правом на доступ к управлению государством, правом на доступ к государственной и муниципальной службе;
  • правом участия в правотворческой деятельности, разработке, обсуждении и принятии нормативно-правовых актов обладает социум (народ);
  • право (правовые нормы) создается в целях социума (народа) и выражает его волю; приоритетными в процессе правообразования являются интересы (потребности) социума (народа); для достижения целей и удовлетворения интересов социума (народа) в качестве методов правового воздействия на участников общественных отношений используются методы, основанные на убеждении и принуждении с установлением запрета на использование средств, унижающих честь и достоинство личности.

Таким образом, право, имеющее общесоциальную сущность:

  • выполняет функцию регулирования общественных отношений в интересах всех членов общества;
  • обеспечивает функционирование общества как единого социального организма;
  • обеспечивает правопорядок в общественных отношениях на основе соблюдения равенства прав и свобод человека и гражданина;
  • основывается на системе общесоциальных ценностей, достигнутых в ходе развития государства и права;
  • исходит из признания незыблемости естественных прав и свобод человека, гарантируя равенство прав независимо от пола, расы, языка, имущества, должностного статуса и т. д.;
  • реализует механизм правового воздействия путем применения мер убеждения и принуждения, гарантируя недопустимость использования средств насилия и подавления личности.

В развитие вышеуказанных признаков общесоциальной сущности права профессор Р. З. Лившиц указывает на создание системы охраны общественного порядка, предусматривающей учет интересов различных слоев общества.

С точки зрения В. Л. Кулапова, общесоциальная сущность права должна заключаться в выражении в нормах права согласованной воли всего общества на основе компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях.

Общесоциальная сущность права является результатом сбалансированной воли общества, представленной в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека. По мнению О. Э. Лейста, качествами общесоциальной сущности права являются нормативность, стабильность и авторитетность, которые способствуют установлению «прочного правопорядка», обеспечиваемого соответствующим аппаратом правоохранительных органов.

Формирование общесоциальной сущности права не исключает применения методов принуждения и юридической ответственности. Однако в условиях общесоциальной сущности права формы воздействия носят правовой характер, юридическая ответственность реализуется на основе принципов законности, соразмерности, неотвратимости, справедливости и гуманизма.

На современном этапе демократизации политической системы государств, несмотря на полицентричность мирового сообщества, в соответствии с международными нормами ключевое значение отводится реализации принципов «социального государства», в условиях которого общесоциальная сущность права предусматривает:

  • признание общества как совокупности индивидов, наделенных законом равным правовым статусом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, рода деятельности и т. д.;
  • признание в качестве приоритетной цели государственно-правовой политики гарантирование незыблемости естественных прав и свобод человека на внутригосударственном и международном уровнях;
  • осуществление государственно-правовой политики по созданию условий для достойной жизни граждан посредством повышения качества реализации мер по обеспечению права на жизнь, охрану здоровья, жилище, частную собственность, труд, вознаграждение за труд, минимальный размер оплаты труда, а также личной и имущественной безопасности;
  • осуществление государственно-правовой политики по созданию условий для свободного развития личности путем предоставления права на образование, свободу научного, технического и иных видов творческой деятельности, развитие физкультуры и спорта, доступ к учреждениям культуры и т. д.

Наличие вышеуказанных критериев общесоциальной сущности права в совокупности позволило ученым ввести в научный оборот категорию «всенародная сущность», когда государство и право признаются «народными», а общество рассматривается как «союз равноправных людей».

В заключение стоит сказать, что сущностно-ценностный дискурс в современном понимании права предусматривает раскрытие права как социального нормативного регулятора через его сущность, позволяющую установить качественные характеристики права, отражающие специфику появления и функционального назначения.

Характер сущности права предопределяется совокупностью факторов, главным образом уровнем формационного развития социальных и экономических отношений, политической системой общества, политико-правовым режимом и правовой политикой государства.

При классовой сущности право выступает социально-классовым регулятором общественных отношений, когда интересы экономически господствующего класса превалируют над общенародными интересами.

Формирование общесоциальной сущности права характерно для правовых государств с демократическим режимом реализации государственной власти. При общесоциальной сущности право выполняет функцию общесоциального регулирования отношений в обществе во благо интересам всего общества, обеспечивая в общественных отношениях порядок на основе приоритета принципов равенства, свободы и справедливости. Уровень общесоциальной сущности права как нормативного регулятора зависит от степени развития демократии и парламентаризма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)