Информация как общенаучная категория

По мере усложнения и интенсификации информационных процессов, их возрастающего воздействия на социальный прогресс все острее становится проблема научного исследования, теоретико-методологического обоснования, разработки соответствующих прогностических программ данного общественно-исторического явления.

Интересно
Сегодня информация уже мыслится как важнейшая субстанция, или среда, питающая исследователей, разработчиков, управляющие органы, которая ими же и создается и непрерывно обновляется. Встав в один ряд с такими категориями, как материя и энергия, информация превратилась в необычайно широкое понятие и продолжает раскрываться все шире и глубже.

Становится все более очевидным, что быстрый рост удель-ного веса теоретических обобщений по проблемам информации порождает острую потребность в уточнении исходных ориентиров, упорядочения научных знаний о данном явлении с учетом уже сложившихся представлений об информации, а также известного продвижения в создании действительно общей теории информации, отвечающей потребностям различных сфер современной науки и отраслей практики.

Одним из аспектов исследования философских основ теории и практики массовой информации как науки является анализ основных научных понятий.

Именно в понятийном аппарате отражается прежде всего специфика предметной области, которая изучается средствами, позволяющими выявить специфические особенности объектов, «схватываемых» научными понятиями, давать характеристику способа, с помощью которого в этих понятиях фиксируются сущность явлений и объектов, исследовать содержание и форму понятия, его познавательные функции, методологическое значение и мировоззренческую роль.

Процесс становления и развития научных понятий, познания содержания и свойств явлений реальности в философском анализе предстает в форме всеобщих характеристик познавательного процесса, который выражает закономерные изменения форм деятельности в связи с прогрессом всех форм познания и практики. Именно теория и практика диктуют необходимость и потребность анализа и определения сущности новых социальных явлений. Эта потребность реализуется в конечном счете в создании новых и изменении содержания уже существующих понятийных средств.

При анализе закономерностей становления понятийного аппарата необходимо учитывать связь форм мышления и языковых средств, поскольку развитие научного познания совершается в некотором общекультурном контексте. Часто при этом научное познание использует существовавшие ранее языковые средства, с помощью которых фиксировалось иногда неоформленное достаточным образом содержание того или иного явления. Многие ученые при изучении и анализе понятий «информация», «информационные процессы», «информационное взаимодействие» и других сталкиваются именно с этим.

В возникновении и развитии центрального для исследования понятия информации можно проследить результаты, достигнутые на каждом из этапов совершенствования логических форм отражения, поскольку, как нам представляется, нет никаких оснований игнорировать эволюцию социально-гуманитарных идей об информации, взглядов и позиций, которые и сегодня имеют определенное значение для формирующейся науки об информации.

Латинское informatio означает разъяснение, изложение. Как научное понятие оно включает в себя обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Однако понятие информации настолько широко, что охватывает не только те сведения, которыми обмениваются между собой люди, но и те, которые существуют независимо от того, располагает ли человечество информацией о них или нет, поскольку они также служат для человека определенным источником информации.

Знания об информации накапливались, систематизировались, анализировались и тем не менее единой позиции здесь все еще не удавалось выработать.

По мнению А. Д. Урсула, одного из основоположников науки об информации, ситуация с проблемой информации в современной науке такова, что нет оснований считать о существовании общепризнанной единой концепции информации.

В соответствии с его точкой зрения, понятие информации, бывшее некогда обыденным, лишенным какой-либо нагрузки в научном познании, первоначально было вовлечено в сферу научных понятий (уже со специальным содержанием) теорией журналистики, то есть наукой сугубо общественной. Однако тогда это понятие находилось, если можно так сказать, на периферии научного знания. Так как журналистика тяготеет скорее всего к практике, а не к теории, она носит ярко выраженный прикладной характер, нежели научно-теоретический.

Положение кардинально изменилось именно в тот период, когда информация начала продуктивно использоваться техническими дисциплинами, а ее содержание было серьезно переосмыслено.

Техническая и общая кибернетика, включавшие теорию информации в качестве одного из важнейших компонентов своего теоретического фундамента, наконец, философско-методологическая разработка самого понятия информации и обширной проблематики, связанной с ним, — таковы главные вехи этого понятия на пути к статусу информации как общенаучной категории.

Превращение понятия информации в общенаучное актуализировало потребность в дальнейшем его исследовании методами философии на основе накопленного ранее опыта.

С гносеологической точки зрения подобное рассмотрение должно быть начато с установления специфики явления, которое отражено в понятии информации, что представляется далеко не рядовой задачей ввиду необычайного разнообразия форм информации и информационных процессов, изучаемых различными научными дисциплинами.

Это обстоятельство требует при выработке определения понятия использования весьма высокого уровня обобщения, когда увеличивается опасность прийти к бессодержательным абстракциям. Эволюция понятия информации дает неоднократное тому подтверждение.

В попытках преодоления этой опасности некоторые исследователи пытаются ограничить область анализа лишь отдельными сферами деятельности, где информация нашла свое плодотворное применение. Существует точка зрения, что информация в общем плане — явление функциональное, присущее лишь системам управления, поскольку выступает связью управляющих систем с управляемыми: информация — это используемая для управления сторона отражения, упорядоченное изменение.

Очевидно, что данное определение было детерминировано содержанием кибернетики как науки об управлении и связи и отражало специфику объектов именно этой области реальности.

Здесь, кстати, следует обратить внимание на тот факт, что становление кибернетики выдвинуло проблему научного осмысления понятия информации, которому серьезное внимание уделил еще Н. Винер в его основополагающей работе по кибернетике, где явно прослеживается необходимость осмысления понятия информации не только применительно к задачам управления и связи.

Интересно
Методологическая концепция Н. Винера связывает это понятие (точнее, понятие количества информации) с классическим понятием статистической механики — энтропией. По его мнению, как количество информации в системе есть мера организованности системы, точно также энтропия есть мера дезорганизованности системы; одно равно другому, взятому с обратным знаком.

В представлениях Н. Винера стремление к обобщенной характеристике понятия реализуется на фоне выявления специфических особенностей информации в отдельных сферах действительности. Так, при исследовании специальных проблем кибернетики он определяет информацию как обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств.  С его точки зрения, процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде. Команды, с помощью которых мы управляем нашей средой, являются видом информации, передаваемые нами этой среде.

Такой подход к определению научного понятия отражает диалектику единичного и особенного в процессе познавательной деятельности ученого-кибернетика. Однако такое понимание информации, на определенном этапе своего генезиса теснейшим образом связанное с развитием кибернетики, используется как общенаучное понятие и в других научных дисциплинах.

Вследствие этого осмысление содержания его в рамках одной лишь кибернетики, будучи важным шагом на пути осознания информации в ее всеобщности, не решает задачи в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)