Информационный подход к развитию общества и личности

Понятие «информация», зародившееся первоначально в недрах журналистики, а затем нашедшее применение в кибернетике, уже давно вышло за пределы отдельных отраслей научного знания. Сегодня информация мыслится как важнейшая субстанция, или среда, питающая исследователей, за редким исключением, всех отраслей науки и практики, которая ими же и создается и непрерывно обновляется. Встав в один ряд с такими категориями, как «материя» и «энергия», информация превратилась в необычайно широкое понятие. Извечный спор о первооснове бытия утратит свою остроту в тот момент, когда материалисты и идеалисты, равно как и дуалисты, примут общую точку отсчета, а именно: материя и дух — вторичны, а первична информация.

Интересно
Сегодня уже общеизвестно, что все в окружающем нас мире в определенном смысле базируется на знаниях и современных информационных технологиях. Сознание человека получает сигналы от знания, которое есть не что иное, как постоянно растущий сгусток (или поток) информации, а степень цивилизованности общества прямо пропорциональна информационным ресурсам, которыми оно располагает. Думается, что прежде чем делать обобщающие выводы в отношении этих положений, следует раскрыть сущность материи.

Материалисты утверждают, что под материей подразумевается вся полнота бытия, вся полнота объективных реальностей; что вещественный, чувственно воспринимаемый мир, к которому мы принадлежим, есть единственная реальность; что наше сознание есть продукт вещественного, телесного органа — мозга; что, исходя из этих посылок, дух есть продукт материи.

Академик А. Н. Яковлев утверждал, что материя как застывшая энергия есть, так сказать, ресурсное обеспечение информации, а дух — информация, которую получает, адаптирует, систематизирует и производит человеческий мозг. Эта мысль приводит Яковлева к фундаментальному выводу: в основе мира лежит не материя, а информация.

Элементарная частица, атом, молекула, нация, общество, человек, страна, мир, Вселенная — это информационные системы. Материя только наполняет их, служит для их развития, саморазвития, самосовершенствования, перехода информации из одного вида в другой и т. д. Именно информация, а не материя бесконечна в своих проявлениях.

При таком понимании материи и сознания становится логически обоснованной точка зрения И. И. Юзвишина, касающаяся разрешения основного вопроса философии. Автор «информациологической концепции колонизации Вселенной» связывает понятие информации с абсолютной истиной. Этот подход является «обобщенной фундаментальной первоосновой», позволяющей допускать, что, переходя из одного состояния в другое, информация отражается и представляется нам всеми микро- и макродинамическими процессами, явлениями, событиями, органическими и неорганическими объектами Вселенной.

С точки зрения Юзвишина, информация — это генерализационно-фундаментальная субстанция единого кодово-сотового пространства Вселенной (включающего воздух, воду, землю, солнечные и другие светоносные лучи, поля, их следы и весь спектр космических излучений, материализованных и дематериализованных сред), выражающаяся через массу, скорость, энергию и другие формы, проявляющиеся в процессе материализации и дематериализации.

Иными словами, информация в концепции Юзвишина — первооснова мира. То, что мы ощущаем, видим и слышим — все это конкретные формы, информационно-кодовые структуры и виды материализованной и дематериализованной информации, а наша жизнь выступает ее феноменом.

Эти рассуждения приводят Юзвишина к весьма важному философскому заключению: поскольку информация лежит в основе мироздания, не бытие определяет сознание, а информация (сознание) определяет бытие.

Информация первична, материя вторична. Допустить возможность бытия материи вне информации — все равно что допустить увеличение массы электрона без роста его скорости. Пространство и время — формы существования информации, а энергия, сила, движение и масса — различные виды (способы) проявления ее качественных и количественных свойств в реально существующих или искусственно создаваемых процессах и явлениях. Юзвишин, таким образом, предлагает оригинальный (хотя и не новый) подход к разрешению основного вопроса философии.

«Низвергнув» философскую категорию «материя» и заменив ее категорией «информация», он механистически переносит формы существования первой на вторую.

При этом, к сожалению, не указывает, что понимает под категориями «материя» и «сознание», а это весьма важно. В философии до сих пор довольно широко используется термин «отражение», понимаемый как свойство, атрибут материи. В соответствии с этим представлением, информация есть результат отражения особенностей одного объекта в особенностях другого, или результат выделения, точнее, проявления структуры системы в ином материальном объекте.

Отсюда информация не какая-то материальность, а отраженная особенность некой материальности, соответствующая структуре отражаемого объекта. Этот подход к определению сущности информации весьма интересен, но, на наш взгляд, не доведен до логического завершения. Несмотря на то что собственно информация не является материальностью, она имеет определенное содержание, структуру, которые материализованы в том или ином ее носителе. В связи с этим информация предстает как некоторый слепок, в каком-то отношении соответствующий реальной качественной дифференцированности материального объекта, его относительной инвариантности; некоторый момент его (объекта) «истины», содержащийся в иных материальных объектах.

Интересно
Из этих рассуждений следует, что собственно информация есть явление статическое: ей не присущ такой атрибут материи, как движение, т. е. информация не имеет самодвижения. Это, конечно, не означает, что она не изменяется или не перемещается в пространстве и во времени, но это совершенно определенно означает, что она не имеет собственных начал движения, и ее движение детерминировано, предопределено особенностями движения ее источников и носителей.

Значит, понятие информации следует соотносить непосредственно не с категориями «материя» и «энергия», а с категорией «взаимодействие».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)