Движущие силы, функции, структура-процесса обучения

Процесс обучения – сложный диалектически развивающийся процесс. Движущими силами процесса обучения являются присущие ему противоречия. Вечным двигателем процесса обучения служит противоречие между новыми познавательными задачами и имеющимся (достигнутым) уровнем знаний, умений и навыков. На каждом этапе процесса обучения преподаватель ставит новые задачи, решить которые самостоятельно обучающийся пока не в состоянии. Педагог помогает обучающемуся осознавать новые задачи, ставить цели и находить пути и средства их достижения.

Этого рода противоречия имеют разные варианты:

  • знания – знания (между уровнями усвоения знаний);
  • знания – умения применять знания по образцу;
  • знания и их применение по образцу – способы творческой деятельности;
  • отношение (ценностно-смысловое отношение) – отношение (между уровнями отношений).

Как часть (разновидность) педагогического процесса процесс обучения выполняет все его основные функции (обучающая, воспитательная, развивающая, контролирующая). Остановимся на особенностях главных функций.

Ведущей функцией процесса обучения, естественно, является обучающая, которая заключается в решении следующих задач:

  • усвоение студентами системы научных знаний, умений и навыков;
  • развитие умений творчески использовать знания и умения;
  • совершенствование у студентов умений самообразовательной деятельности.

Развивающая функция процесса обучения заключается в том, что в процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие:

  • логического мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  • воображения;
  • различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.);
  • качеств ума (самостоятельность, критичность, гибкость, креативность и др.);
  • речи (словарный запас, выразительность, логичность, точность выражения мысли и т. д.);
  • познавательного интереса и познавательных потребностей;
  • сенсорной и двигательной сфер.

Взаимодействие педагога и учащегося в процессе обучения всегда воспитывает, так как всегда вызывает определённое отношение к содержанию и процессу образования, к его участникам.

Воспитывающая функция обучения проявляется в его направленности на:

  • осознание студентами своей учебной деятельности как личностно и социально значимой;
  • становление научного мировоззрения обучаемых;
  • формирование эмоционально-ценностных отношений к миру и самому себе, воспитание нравственных качеств личности;
  • становление положительных мотивов учения;
  • формирование опыта общения, сотрудничества.

Структура процесса обучения может быть рассмотрена с двух основных позиций: процесс обучения как управляемая система, процесс обучения как отражение этапов научного познания. В первом случае в структуре процесса обучения выделяются целевой, содержательный, организационно-деятельностный и контрольно-результативный компоненты, некоторые авторы отдельно выделяют мотивационный компонент.

Во втором случае выделяются специфические для учебного процесса звенья: подготовка к восприятию новой информации, актуализация опорных знаний; усвоение новых знаний, применение знаний по образцу, формирование новых умений; совершенствование знаний и умений; становление умений творческого применения знаний (применение знаний в новых ситуациях); проверка качества усвоения знаний и умений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)