Формы организации обучения

Форма — это конструкция процесса обучения, внешний вид организации во взаимодействии учителя и учащихся для решения учебно-познавательных задач.

Форма обучения является способом управления познавательной деятельностью детей, обусловленной содержанием и системой внутренних устойчивых связей, отношений и закономерностей.

Методы и формы обучения взаимосвязаны: методы реализуются в формах; формы обеспечивают организацию и существование методов.

Формы организации обучения

В условиях начальной школы применяются следующие формы обучения: урок, практическое занятие, учебная экскурсия, внеклассные учебные мероприятия (предметный кружок, конкурс, олимпиада, дополнительное занятие, внеклассное чтение, домашняя работа и т. п.).

Требования к уроку

В педагогике общепринято положение, что урок — это основная, испытанная временем форма обучения и воспитания детей в школе.

Характерными признаками классно-урочной системы являются:

  • постоянный состав учебных групп учащихся;
  • учебные планы и программы, определяющие содержание обучения в каждом классе;
  • строго определенное расписание учебных занятий;
  • сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
  • ведущая роль учителя-организатора учебно-воспитательной работы;
  • систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

Урок можно рассматривать двояко:

  • как организационную форму обучения наряду с другими формами;
  • как отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Урок является логической единицей темы, раздела программы, курса. Имеет свою внутреннюю логику, определяемую целями, содержанием, методами, приемами и средствами обучения.

Ю.К. Бабанский сформулировал основные требования к оптимально организованному уроку:

  1. Мотивация учения школьников на всех его этапах;
  2. Четкость, нацеленность на конечные результаты в образовании, воспитании и общем развитии учащихся;
  3. Акцент на главное в содержании, активная работа с учеником на уроке;
  4. Выбор оптимальных для данного класса методов, форм, средств обучения;
  5. Дифференцированный подход к слабо успевающим и наиболее подготовленным ученикам;
  6. Повышение информативной емкости содержания уроков при сохранении его доступности для учеников;
  7. Ускорение темпа выполнения учебных операций до реально возможного в каждом возрасте;
  8. Внедрение межпредметных связей;
  9. Создание морально-психологических и школьно-гигиенических условий для обучения;
  10. Строгое нормирование домашних заданий.

К организации урока в начальных классах предъявляются следующие требования:

  1. Обращать внимание на мотивы учения у школьников.
  2. Опора на личный опыт школьников.
  3. Умелое сочетание индивидуальной работы с коллективной.
  4. Получение обратной связи с анализом результатов учебной деятельности.
  5. Частая смена деятельности как предупреждение утомляемости.
  6. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  7. Наличие физкультпауз на уроке.
  8. Включение в урок игровой деятельности.

Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)