Формы игровых профессионально-ориентированных учебных занятий

Формы игровых профессионально-ориентированных учебных занятий, признанных наиболее эффективными, можно представить следующим перечнем.

Анализ конкретных (конфликтных) ситуаций (КС)

Под конкретной ситуацией понимается проблема, с которой тот или иной обучаемый, выступая в роли руководителя или иного профессионала, может в любое время встретиться в своей трудовой деятельности и которая требует от него анализа, принятия решений, каких-либо конкретных действий.

В этом случае на учебном занятии обучающимся сообщается единая для всех исходная информация, определяющая «объект профессионального управления».

Преподаватель ставит перед обучающимися задачу по анализу данной обстановки, но не формулирует проблему, которая в общем виде перед этим могла быть выявлена на лекции. Студенты на основе исходной информации и результатов ее анализа сами должны сформулировать проблему и найти ее решение.

Интересно
В ходе занятия преподаватель может вводить возмущающее воздействие (ВВ), проявляющееся в резком изменении обстановки (как это довольно часто бывает в реальной профессиональной практике) и требующее от обучающихся неординарных действий. В ответ на это студенты должны принять решение, устраняющее последствие возмущающего воздействия или уменьшающее его отрицательное влияние.

Метод инцидентов иногда рассматривается как частный случай конкретной ситуации

Как известно, инцидент (от лат. incidens – случающийся) – случай, происшествие, столкновение, обычно неприятного характера. В учебной профессионально-ориентированной практике инцидент имитируется в виде стрессовой или аварийной ситуации, требующей от обучающихся быстрых и решительных, подчас неординарных, нестандартных действий или решений.

При обработке инцидента проверяются наличие определенных профессиональных навыков, доведенных до автоматизма, а также самообладание и наличие необходимых волевых качеств.

«Профессиональные микроситуации» представляют собой служебные инциденты, наглядные поучительные примеры из реальной жизни трудовых коллективов, поэтому, как правило, довольно быстро усваиваются обучающимися и далее входят в их личный опыт.

Методы имитации коллективной профессиональной деятельности используются на интерактивных занятиях, характеризующихся выделением ролей (не менее двух), назначением на них обучаемых, взаимодействием участников занятий, занимающих различные игровые должности.

Разыгрывание ролей – наиболее простой вид имитационного моделирования коллективной деятельности.

Используется для решения плановых, проектных и управленческих задач.

Учебным занятиям, использующим метод разыгрывания ролей, присущи следующие признаки:

  • распределение ролей между участниками игрового занятия в виде должностей определенных организационных структур и звеньев управления конкретного предприятия, учреждения;
  • наличие профессиональной задачи (проблемы), подлежащей решению;
  • различие интересов участников, представляющих разные службы и подразделения;
  • взаимодействие участников игрового занятия при выработке определенного решения посредством проведения дискуссии;
  • ввод преподавателем в процессе занятия корректирующих условий, новых сведений, которые следует учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в требуемое русло; оценка результатов обсуждения и подведение итогов преподавателем.

В таких инсценировках обучающиеся, «исполняя» определенную роль, имеют возможность наблюдать за реакцией своих товарищей на свои решения, поступки, поведение. Этот метод направлен преимущественно на выработку навыков поведения в коллективе, умение анализировать характер межличностных отношений.

Метод «мозговой атаки», или «мозгового штурма», достаточно широко используется как эффективное средство решения сложных профессионально-ориентированных проблем, требующих группового мышления.

Проведение сеансов «мозгового штурма» существенно активизирует всех участников игры, создает повышенный психологический настрой и в итоге повышает эффективность занятий.

Игровое проектирование (конструирование) используется, как правило, для решения (изучения) инженерных проектно-конструкторских задач (проблем) по данной специальности и привития навыков ее решения всем участникам игрового занятия. Для этого учебная группа делится на небольшие соревнующиеся подгруппы (подгруппу может представлять и один обучаемый) по числу вариантов решения проблемы (задачи), поставленной преподавателем. Игровые занятия подобного рода характеризуются высокой эффективностью и во многом способствуют развитию творчества обучающихся.

Однако игровое проектирование можно использовать и для студентов специальностей социально-гуманитарного профиля (например, для студентов психолого-педагогических специальностей – проектирование коллективных творческих дел для воспитанников; для студентов филологических специальностей – проектирование и обоснование концепции нового издания; для студентов социально-педагогических специальностей – проектирование содержания деятельности детско-юношеского или молодежного общественного объединения).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)