Характеристика педагогических технологий

В 1966 году в Лондоне была проведена международная конференция по технологиям обучения (technology of education).

В 1971 году в СССР впервые опубликовала работа Т.А. Ильиной по «педагогическим технологиям», в частности, по технологиям программированного обучения.

С 1995 года в педвузах и педколледжах РФ впервые введены учебные курсы «Педагогические технологии», «Методика и технология работы социального педагога».

В конце ХХ века сущность понятия «педагогические технологии» в зарубежной педагогической науке неоднократно уточнялась.

По определению ЮНЕСКО, педагогическая технология − это системный метод создания, организации функционирования целостного педагогического процесса с учетом специфики человеческих и материально-технических ресурсов в их взаимодействии.

Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряженной с идеей управления процессом образования как единства обучения и воспитания, японский ученый Т. Сакамото писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования».

В отечественной педагогической литературе в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения.

Под ней, в частности, понимают:

  • проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько);
  • процесс регламентации и описания операций по управлению процессом (А.П. Свиридов);
  • средства деятельности и соответствующие структурно-функциональные блоки (механизмы), взятые в активном деятельном состоянии, предполагающем органическое сочетание объективированных средств деятельности, способностей и умений (О.В. Долженко, В.Л. Шатуновский);
  • совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, дидактических условий, содержания обучения на основе общей методологии целеопределения, ориентированного на удовлетворение интересов современной политики государства в области высшего профессионального образования в России (Д.В. Чернилевский);
  • упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменившихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластенин).

Такое разнообразие подходов к пониманию сущности педагогической технологии не случаен. Каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пониманию сущности технологии вообще.

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (по Г.К. Селевко):

  1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный педагогический процесс в данном регионе, учебном заведении. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
  2. Частнометодический (предметный) уровень: совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской педагога (методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
  3. Локальный уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, воспитания отдельных личностных качеств, технология самостоятельной работы и др.).

Основными структурными составляющими педагогической технологии являются:

  • концептуальная основа;
  • содержательная часть обучения (воспитания): цели обучения (воспитания) – общие и конкретные;
  • содержание учебного материала (воспитательного материала);
  • процессуальная часть – технологический процесс:
  • организация учебного (воспитательного) процесса;
  • методы и формы деятельности обучающихся (воспитанников);
  • методы и формы работы педагога;
  • диагностика результативности педагогического процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным ниже следующим методологическим требованиям.

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения (воспитания), поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами целостного педагогического процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)