Финансовые приоритеты неолиберализма

Неолиберализм как направление мировой экономической мысли отражает преемственность экономических концепций и уходит своими корнями в либеральные идеи классиков английской политической экономии (А. Смит и Д. Рикардо), теоретиков исторической школы Германии (Ф. Лист, М. Вебер) и представителей социальной школы (Р. Штольцман, Р. Штамлера и К. Диль).

В конце XIX начале XX вв. в Германии и Австро-Венгрии развивается «социальная школа». Она просуществовала всего полвека, но оказала большое влияние на развитие неолиберализма. Ее представители утверждали, что право и хозяйство взаимосвязаны: право составляет основу для регулирования хозяйственной жизни.

Неолиберализм заметно отличается от кейнсианства и неоклассицизма. В отличие от старого либерализма, неолиберализм не отказался полностью от влияния государства на экономику. Он признавал ее важное место и роль в экономической жизни, но при условии, что это не нарушало, а сохраняло основы рыночного хозяйства.

С одной стороны, неолибералы признавали несовершенство механизма саморегулирования и возможность государственного вмешательства, прежде всего, с помощью основных инструментов и рычагов государственных финансов.

С другой стороны – последнее должно быть ограниченным как по масштабам, так и по своей форме.

В зависимости от содержания и направленности основной экономической доктрины, экономико-политической ситуации, роль того или иного направления экономической мысли усиливалась или ослаблялась. В условиях конъюнктурного подъема, когда возникала мотивация для государственной опеки, усиливались позиции неолиберализма, в трудных обстоятельствах финансово-экономического спада и кризиса – кейнсианства и неоклассицизма.

Сторонники неолиберального направления были и есть в разных странах, но наибольшее распространение оно получило в Германии в виде концепции социального рыночного хозяйства. Ее исходным пунктом является тезис о том, что следует отказаться от таких понятий как капитализм и социализм, потому что они имеют лишь идеологическую нагрузку. Вместо этого следует говорить о централизованном или свободном рыночном хозяйстве, примером которого являлась, по их мнению, Германия. Оно создает равные возможности для различных слоев населения в условиях свободного предпринимательства и отвечает их интересам. Фундамент этой системы составляют государственные финансы. Они являются доминирующей институциональной составляющей экономической инфраструктуры социального рыночного хозяйства.

Государство с помощью бюджета, налогов, системы государственных расходов и государственного кредита должно обеспечивать благосостояние общества в целом и каждого его гражданина, а, следовательно, согласовывать и балансировать интересы общества.

Этот фактор приводит к повышению роли государственной фискальной политики, которая должна быть нацелена на решение конкретных тактических задач функционирования рыночного хозяйства и достижения его стратегических целей.

До Второй мировой войны идею социального рыночного хозяйства Германии развивали представители Фрайбургской школы экономической финансовой мысли – ордолибералы, от названия ежегодника «ORDO» издававшегося ими (Вальтер Ойкен, Франц Бем и др.). Их разработки получили дальнейшее развитие в трудах неолибералов гуманистической школы (Вильгельма Репке, Александр Рюстов), социал-либералов (Альфред Мюллер-Армак и др.), идеи которых были тесно связаны с социальным католическим учением и успешно воплощены на практике в Германии министром экономики, а затем канцлером Людвигом Эрхардом. Политика финансово-экономического и социального порядка должна формировать и укреплять долгосрочные ограничительные условия деятельности экономических субъектов.

В модели социального рыночного хозяйства ыночная экономика выступает как самостоятельная социальная ценность, как доминанта и фундамент общественного устройства, основой которого является свобода, право выбора и творческая инициатива.

Социальный сегмент – неотъемлемая составляющая экономики, и между ними существуют тесные взаимосвязи, поэтому, эффективная финансовая и экономическая политика создавала потенциальные возможности для успешной социальной политики, а стабильный рост формировал предпосылки для удовлетворения как общественных, так и индивидуальных потребностей.

В центре социальной рыночной экономики и политики социального порядка находится человек (как личность) с его мировоззрением, интересами и убеждениями. Отсюда государство должно создать такой экономический, финансовый и социальный порядок, который бы обеспечивал свободу и право на индивидуальное развитие и индивидуальную
ответственность.

Принцип индивидуальности в социальном рыночном государстве сочетается с принципами солидарности и субсидиарности. Принцип солидарности означает, что все люди как субъекты общественной жизни находятся во взаимосвязи и взаимоответственности между собой и с обществом в целом. Это предполагает необходимость совместного и мирного решения социальных проблем и конфликтов.

Принцип субсидиарности предусматривает предоставление каждому гражданину прав и возможностей на самореализацию во всех сферах жизни, но и признает необходимость и важность различных посреднических групп и институтов. Его реализация на практике способствует формированию и функционированию в обществе многочисленных общественных институтов – групп, объединенний, клубов, где люди объединяются по социально-экономическим, политическим и культурным интересам.

Одним из базовых и исходных положений социальной рыночной экономики является государственная социальная помощь, которая должна предоставляться только тем, кто нуждается.

Чем более масштабная («на все случаи жизни») система государственной социальной «благотворительности», тем ниже ее эффективность. Социальные проблемы должны решаться не за счет государства (бюджетных средств), а через повышение эффективности экономики на основе конкурентного рынка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)