Финансовые школы Германии

Исторически финансовая школа Германии формировалась в сложных экономических и политических условиях. Тогда, когда Англия превращалась в промышленную мастерскую мира, Германия была отсталой аграрной страной с мелкими и средними и ремесленными предприятиями. Переход к индустриальному развитию начинается лишь с 1830–1840 гг., тогда же проблемы формирования рыночных отношений, развития внутренних рынков сбыта, прорыва на рынки приобрели для Германии исключительно важное значение.

Политически Германия долгое время была раздробленной. Только в 1871 г. после победы во франкопрусской войне правительство Отто фон Бисмарка объединило 25 разрозненных германских государств в единую Германскую империю во главе с королем Вильгельмом I.

Основателем финансовой школы Германии был Фридрих Лист. В 1841 г. он опубликовал свой основной труд «Национальная система политической экономии: международная торговля, торговая политика и немецкий таможенный союз», в котором были изложены основные экономические концепции развития Германии: нация является особым субъектом экономической деятельности.

По мнению Ф. Листа, национальное богатство заключается не в количестве «меновых ценностей», а в степени развития производительных сил. Ф. Лист и все его последователи широко использовали исторический метод исследования экономических явлений и процессов.

К производительным силам Ф. Лист одним из первых относит умственный капитал «живущего человечества». Современное состояние народов является результатом большого количества всяких открытий, изобретений, улучшений, усовершенствований и усилий всех поколений, живших раньше. Поэтому, увеличение производительных сил происходит через инвестиции, направленные на воспитание будущих поколений.

Ф. Лист остро критиковал идею «свободной торговли» и противопоставлял английском фритредерству (free trade – свободная торговля) протекционизм, который был жизненно необходим для развития национальной промышленности Германии в тех сложных исторических условиях.

До 70-х гг. XIX в. формируется «новая волна» исторической школы: Адольф Вагнер, Густав фон Шмоллер, Макс Вебер и др. Финансовая концепция этой школы поддерживала идеи Ф. Листа, доказывая необходимость государственного вмешательства и развития, усложнение экономических функций государства. Проблему накопления капитала, по их мнению, лучше всего может решить государство, сосредотачивая определенную долю годового дохода в государственном бюджете и инвестируя в те отрасли, которые определяют экономический рост страны. Государственные субсидии и другая поддержка экспорта товаров, услуг и капитала – необходимый  элемент государственной финансовой политики.

Г. Шмоллер отмечал, что речь ведется не о простом оправдании государственного вмешательства, а о том, что оно является единственным условием эффективного управления экономикой.

А. Вагнер является одним из идеологов катедер-социализма, оставив большое наследие в финансовой теории, особенно в сфере государственных финансов. Он ввел в научный оборот категорию «финансовая экономика», под которой понимается управление государственным бюджетом, а исполнительным и административным органом которого является правительство как самостоятельная единица.

А. Вагнер утверждает, что государство и финансовая (фискальная) экономика – это единое экономическое целое, которое
необходимо рассматривать как экономику потребления, стоящую над производством. Поэтому, можно и нужно говорить о перекачке средств из материальной сферы в нематериальную: последняя необходима для экономического роста жизни общества, для частных предприятий. Он известен также открытием закона «расширения объема государственной деятельности»: увеличение государственных расходов темпами опережающими темпы роста национального продукта как результата индустриального развития Германии.

По мнению А. Вагнера, это увеличение обуславливают следующие факторы:

  • расширение и развитие административных и превентивных функций государства по мере разделения труда, обусловленного индустриализацией;
  • рост государственных социальных расходов на образование, необходимость которых непосредственно вытекала из развития производительных сил;
  • рост государственных инвестиций, вызванный технологическими изменениями в отраслях, где частные инвестиции нежелательны из-за низкой эффективности.

Расширение системы финансов и увеличение государственных финансов является неотъемлемым этапом развития экономической системы государства.

Согласно «принципам государственной экономики» А. Вагнера, налоги являются связующим звеном между государственным сектором, индивидуальными налогоплательщиками и налогообложением в целом как жизненно важным общественным институтом.

С экономической точки зрения, целью налога является воспроизведение и формирование такого объема поступлений, которое требуется для жизнедеятельности государства. А. Вагнер вводит понятие «налоговый потенциал», на основании которого создается система взаимоотношений: налог – администрация – налоговый потенциал. Все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы: если одна из составляющих системы исчезает, то за ней последуют все остальные, и система разрушится.

А. Вагнер различает две функции налогов: фискальную и социального благополучия. С помощью первой – обеспечивается необходимыми средствами финансирование публичных услуг, поэтому она требует распределения налогов пропорционально доходам налогоплательщиков. Вторая – является корректировкой первой функции.

Следовательно, он разграничил фискальные, экономические, социальные и политические принципы налогообложения, трансформированные затем в системе шведского экономиста К. Викселя.

Карл Дитцель в 1855 г. отмечал в своем труде «Система государственных займов», что народ тем зажиточнее, а народное хозяйство тем процветающее и прогрессирующее, чем большую долю государственных расходов поглощают процентные платежи.

Поэтому, государственный кредит в его исследованиях:

  • преподносит государство на высшую стадию хозяйственного развития;
  • создает для государства «неисчерпаемый и неизменный фонд», из которого нация ежедневно и ежечасно получает выгоды;
  • за счет кредита удовлетворяются потребности нации;
  • государственные займы предоставляются кредиторами из свободных излишков капитала.

Указанный подход к анализу государственного кредита не был случайным и определялся следующими причинами:

  • быстрый рост государственных долгов в странах Западной Европы в начале 60-х гг. XIX в.
  • на смену классической концепции использования государственного долга для перемещения капиталов пришла новая теория – о создании нового капитала за счет государственного кредита.

Известный теоретик в области денег Г. Ф. Кнапп в 1895 г. опубликовал свой труд «Государственная теория денег». По его мнению, государство может проводить денежную политику, исходя из реальных экономических потребностей государства. Несмотря на то, что у Г. Ф. Кнаппа было много последователей, его противники считали, что его теория противоречит  бъективным экономическим законам.

Интересно
Разработки К. Маркса и Ф. Энгельса в области финансовой науки необходимо включить в ее историю по двум причинам. Во-первых, идеи марксизма оказали социализирующее влияние на развитие финансовой науки. Во-вторых, марксизм в течение длительного времени был официальной доктриной СССР и стран социализма, а вопрос о степени разработанности К. Марксом финансовой теории был перманентно дискуссионным в советской финансовой литературе.

Таким образом, историческая школа Германии создала довольно целостную теорию государственных финансов в соответствии с условиями «догоняющего развития» и политики его стимулирования в условиях слабости национального капитала и необходимости за счет государства концентрировать финансовые усилия для движения вперед. Негативным ее явлением является проявление националистических идей экономического развития, например, в идеях В. Зомбарта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)