Деловые игры в профессионально-ориентированном обучении

Деловые игры являются довольно сложной формой игровых профессионально-ориентированных занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность.

Деловые игры – это «живые» модели, воспроизводящие взаимодействие участников конкретной системы труда с определенными объектами.

Взаимодействие участников в игре обусловлено специальными правилами, воспроизводящими те закономерности, зависимости, положения реальной трудовой деятельности, которые являются наиболее характерными для рассматриваемого комплекса и интересуют организаторов (создателей, «конструкторов») игры.

Классификация деловых игр производится по различным основаниям:

  • способы передачи и обработки информации (игры с применением обычных средств связи и обычных носителей информации, игры с использованием макетов, планов действующих объектов и др.);
  • возможности развития игры (игры с ограниченным, неограниченным числом ходов, саморазвивающиеся игры без масштаба времени и с масштабом времени);
  • характер моделируемых ситуаций (игра с соперником (борьба сторон); игра с природой; игра-тренировка);
  • характер игрового процесса (противоборствующие отношения сторон, взаимодействие подгрупп; состязание; игра с применением ЭВМ, АСУ, обучающих устройств);
  • динамика моделируемых процессов (ситуационные, оперативные и долгосрочные частично или полностью формализованные сферы деятельности или объекты управления в системе труда, которую академик Е.А. Климов подразделяет на системы «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ»).

Дидактические свойства деловых игр отражают динамизм обстановки, повторяемость шагов, сложность сочетания возможных альтернатив действия, сжатие масштаба времени при принятии решений.

От других форм игровых занятий деловые игры отличаются следующими наиболее важными признаками, характеризующими их дидактические свойства:

  1. Наличие важной социально-психологической, социально-экономической, производственной, проектной и др. проблемы, общей цели для всего игрового коллектива и вместе с тем наличие возможности для каждого участника игры своими действиями влиять на достижение конечного результата, работая на определенной должности.
  2. Различие интересов участников и учет условий неопределенности, которые могут проявиться из-за разного положения тех или иных участников по отношению к рассматриваемой проблеме и разного состояния ресурсов и субъективных оценок их важности, неодинаковой объективной ответственности участников игры за решение проблемы.
  3. Наличие информационной неопределенности, различного рода сбоев, отклонений, осложнений, неполадок в обстановке, как и в реальной жизни.
  4. Принятие и реализация в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников.
  5. Наличие и необходимость развитой системы стимулирования, реализующей функции побуждения, подчинения, обеспечения объективной оценки личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели коллектива.

Таким образом, под деловой игровой понимается процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются все новые и новые частные ситуации, решение которых должно подчиняться общей цели.

Образно деловую игру можно представить в виде системы взаимосвязанных конкретных ситуаций, влияющих друг на друга. Поэтому решение может быть получено только с учетом этих влияний и конечной цели.

Это позволяет построить учебной процесс так, чтобы рассмотрение нескольких конкретных ситуаций в общем было не оторванным друг от друга, а подчинено единой цели. Тогда, соблюдая определенную последовательность, из них можно составить деловую игру.

Деловые игры, используемые в учебном профессионально-ориентированном процессе, обладают широкими дидактическими возможностями:

  • они обеспечивают закрепление и комплексное применение знаний, полученных при изучении разных дисциплин (интеграционная роль игр),
  • способствуют формированию четкого представления о профессиональной деятельности в избранной специальности;
  • развивают навыки эффективного управления реальными процессами, в том числе с помощью современных математических методов и технических средств.

Каждая отдельная ситуация будет представлять собой фрагмент деловой игры, которая может проводиться отдельно как самостоятельное занятие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)