Диагностические технологии

Термин «диагностика» происходит от греческих слов «dia – через» и «gnosis – знание». В античном мире диагностами назывались люди, которые после сражения подсчитывали количество убитых и раненых. В эпоху

Возрождения диагностика – уже медицинское понятие, означающее распознавание болезней. В начале ХХ века это понятие стало широко использоваться в психологии, технике, педагогике и других научных и профессиональных областях.

В широком смысле диагностика – это особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознанием единичного явления. Результат такого познания – диагноз (от греч. diagnosis – распознавание), т.е. заключение о принадлежности к сущности, выраженной в единичном.

Для осуществления эффективной профессиональной деятельности преподавателю необходима достоверная информация, касающаяся различных сторон жизнедеятельности обучающихся. Как правило, преподавателю приходится пользоваться различными видами диагностики, приспосабливая их к конкретным задачам своей профессиональной деятельности.

Интересно
Психологическая диагностика (психодиагностика) представляет собой процесс выявления индивидуально-психологических свойств личности или других объектов (учебная группа, организация), поддающихся психологическому анализу. Целью данной диагностики является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности (группы, коллектива), прогнозе их дальнейшего развития.

Следует особо подчеркнуть, что преподаватель не ставит психологический диагноз, но он может выявить или использовать в качестве опорных психодиагностических признаков следующие факторы риска обучающихся студентов юношеского возраста: сохранение инфантильности, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсутствие самоконтроля и саморегуляции эмоциональных и поведенческих реакций как признаки не сформированности основных предпосылок личностного развития; сочетание инфантильности с большой возбудимостью, аффективностью, приводящее к неуправляемости поведения; повышенная агрессивность и конфликтность.

Социальная диагностика представляет собой комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в учебной группе, студенческом или научно-исследовательском, творческом коллективе; выявление особенностей характеризующих данные объекты нравственно-психологического, культурно-правового, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояний.

Целью данной диагностики является постановка социального диагноза, т.е. научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья, со-циального благополучия исследуемого объекта.

Довольно часто для преподавателя бывает важно разобраться в отношениях обучающегося с семьей (особенно это значимо для студентов ссузов) и другими социальными группами, к которым он принадлежит.

В процессе проведения социальной диагностики преподаватель стремится получить адекватные ответы на следующие вопросы: «Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в учебную группу (другую социальную группу, семью обучающегося)?», «Кто из социального окружения обучающегося принимает значимые для него решения, каковы их последствия?», «Каковы основные конфликты в различных сферах жизнедеятельности обучающегося, особенно касающиеся учебного процесса, какие меры принимаются для их разрешения?», «Какие ценности и нормы определяют поведение членов учебной группы, как обеспечивается выполнение этих норм?» и др.

Объем и характер искомой информации варьируются в зависимости от цели педагогической работы с обучающимся, от специфики необходимой ему помощи (психологической, социально-педагогической, реабилитационной и др.). Например, если помощь для студента с ограниченными возможностями здоровья имеет социально-реабилитационную или психотерапевтическую направленность, то необходимо правильно понимать природу, причины и перспективы развития/разрешения проблем, которые влияют на качество обучения.

В педагогике высшей школы диагностика имеет свое специфическое содержание. Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования по сравнению с усредненными показателями (нормой), то педагогическая диагностика направлена на поиск причин неудач/успехов обучающегося в различных видах деятельности.

Результаты психологической диагностики довольно часто обуславливают оценочное отношение к личности обучающегося и отсутствие его безусловного принятия. Поэтому в ряде случаев преподаватель по результатам педагогических наблюдений вынужден реабилитировать обучающегося в глазах окружающих через демонстрацию его лучших сторон.

Педагогическая диагностика представляет собой изучение личности обучающегося, особенностей студенческого (ученического) коллектива в целях обеспечения эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.

Используя в своей профессиональной деятельности методы педагогической диагностики, преподавателю следует опираться на следующие требования:

  • изучение личности должно быть направлено не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей, выявление потенциала обучающегося в различных видах деятельности (учебной, творческой, исследовательской, волонтёрской, трудовой, спортивной и др.);
  • педагогическая диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
  • изучение личности обучающегося необходимо осуществлять в процессе реальных видов деятельности и общения;
  • личность обучающегося изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений (взаимоотношения с членами учебной группы, специалистами базы практики и др.);
  • данные педагогической диагностики не должны быть направлены против самой личности обучающегося;
  • нельзя делать выводы об особенностях личности обучающегося только на основе одного диагностического метода;
  • необходимо изучать личность обучающегося в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других обучающихся, но, прежде всего, с его собственными предыдущими показателями.

Социально-педагогическая диагностика представляет собой специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность обучающегося социокультурных (в том числе и субкультурных), социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, экологических, конфессиональных и других факторов.

По содержанию и конечным целям данная диагностика является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.

В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума: выявляется воспитывающий потенциал целостного профессионально-образовательного процесса вуза (ссуза), профессионально-воспитательный потенциал волонтерской работы, учебно-производственной практики, а также выявляются индивидуально-психологические характеристики личности обучающегося, которые развиваются в результате различных социально-коммуникационных взаимодействий.

Процесс социально-педагогической диагностики имеет следующую структуру:

  • констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении обучающегося
  • осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая;
  • выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных;
  • сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы;
  • проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных;
  • при не подтверждении гипотезы – повторение процедуры.

В последнее время в профессиональный словарь педагогов достаточно прочно вошло понятие «педагогический мониторинг». Мониторинг является производным от латинского «monitor» – предостерегающий.

В толковом словаре В.И. Даля дается такое объяснение: «Мониторъ – военный корабль… Название дано от ящерицы мониторъ, будто бы предваряющей о близости крокодила…».

В социологии «мониторинг» рассматривается как непрерывный процесс наблюдения за объектом, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, с целью оценивая состояний и тенденций развития объекта, осуществления контроля за характером происходящих событий, предупреждения нежелательных тенденций развития, осуществления прогнозов развития тех или иных тенденций. Мониторинг обязательно имеет адресность и предметную направленность, то есть применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретно поставленных задач.

Идея и потребность в разработке теории и технологии педагогиче-ского мониторинга возникла, по мнению некоторых исследователей, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, когда появи-лась необходимость выяснить особенности обновления процессов обу-чения и воспитания личности в районах радиоактивного загрязнения.

Интересно
Основываясь на данных медицинского мониторинга, ученые сформулировали задачи психологического и педагогического монито-ринга. Психологический мониторинг устанавливает тенденции и зако-номерности психического развития школьников разных возрастов, пе-реживших экологическую катастрофу.

Педагогический мониторинг, ис-пользуя данные медицинских, психологических обследований, опреде-ляет, насколько рациональны педагогические средства, которые реали-зуются в учебно-воспитательном процессе, насколько дидактические средства (содержание, формы, методы обучения, режим учебной работы и другое) адекватны заявленным целям и выявленным индивидуально-психологическим и возрастным особенностям обучающихся, а также специфике среды их жизнедеятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)