Человек — существо религиозное

В истории человечества существовали общества без философии, литературы и наук, но не было обществ без религии. Один лишь этот факт лучше всего говорит о том, что религия не могла быть основана на простом заблуждении или невежестве. А ведь по мнению многих философов и историков века темных заблуждений человечества остались далеко позади. Однако мы что-то не наблюдаем признаков исчезновения религии и религиозного сознания.

Не говорит ли это о том, что религия существует не как случайное явление, а как одна из основ жизни всех без исключения народов, и не свидетельствует ли это в пользу того, что религия имеет свое основание в природе вещей? Ведь коли дело обстояло бы иначе, рано или поздно религия столкнулась бы с сопротивлением, которого не сумела бы преодолеть.

Над тайной религии бились лучшие умы, пытаясь раскрыть и показать ее истоки и сущность. Много было высказано различных гипотез, и эта работа с переменным успехом продолжается по сей день, свидетельствуя о том, что тайна эта так и остается тайной.

Раскрыть ее — означало бы раскрыть тайну самого человека. По- знать и понять религию — значит познать человека, открыть тайну тайн, корень всего сущего, а через него — и культуру.

Тот же Фейербах в своей критике христианства пытался доказать, что религия есть полное отражение сущности человека. Но дальше простой констатации этого факта он не пошел, хотя главное состояло в том, чтобы показать, в чем именно состоит эта самая сущность.

«Невозможно объяснить, — пишет известный современный теолог и культуролог Пауль Тиллих, — почему воображение человека на самой ранней стадии его развития создало идею Бога. Нет сомнения в том, что идея эта находила употребление и злоупотребление во всех видах предрассудков и поведения.

Но чтобы чем-то злоупотреблять, сначала оно должно быть в употреблении. Злоупотребление идеей ничего не говорит о ее происхождении. Если принять во внимание колоссальное влияние, которое идея Бога всегда оказывала на человеческое мышление и поведение, крайне неадекватной представляется гипотеза, согласно которой всё это было продуктом невежественного воображения.

Мифологическая фантазия может создать истории о богах, однако она не может создать саму идею Бога, поскольку идея эта — за пределами всех элементов опы- та, создающего мифологию».

Тиллих во многом прав, хотя замечу, что идея единого Бога довольно позднего происхождения. Древние народы были сплошь язычниками и верили в духов, тотемы, идолов, во множество разных богов, поэтому более уместно говорить о том, почему человек всегда был склонен верить в нечто сверхъестественное, в метафизическое, в то, что, казалось бы, не вытекало из его земного повседневного опыта.

Вряд ли мы доищемся до подлинных корней всего этого. Нач- нем лучше с констатации вполне очевидного, я бы даже сказал, аксиоматического факта, что человек по своей природе есть существо религиозное, и этот факт, думается, не менее (если не более) достоверен, чем «дважды два четыре». Выше я отчасти уже касался этой удивительной черты, свойственной человеку.

Религиозность при- надлежит к той же категории явлений, что и мифотворчество. Оба являются продуктом способности воображения. Вот и Тиллих относит создание идеи Бога к воображению. Собственно, ее ни к чему другому нельзя отнести, поскольку у человека нет вполне очевидных предметных свидетельств, которые могли бы подтвердить подобного рода идеи.

Хотя, если к Библии (Ветхому Завету) отнестись с должным доверием, она много может рассказать нам о том, откуда мы, такие умные, оказались на Земле. Уж точно — не от дарвиновской обезьяны!

Один лишь тот факт, что человек обладает даром творческого во- ображения, коего не имеет ни одно другое живое существо на Земле, побуждает его постоянно размышлять о вещах, связанных с его соб- ственным существованием, и, прежде всего, ответить на естественно возникающие вопросы: «кто мы, откуда мы пришли, куда мы идем?»*. В свою очередь, все они, так или иначе, подводят нас к вопросу  о смысле жизни.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)