Человеческие ассоциации и культура

Одна из самых негативных и болезненных черт цивилизационного этапа в развитии культуры— это стремительно растущая разобщенность людей. Цивилизация в корне подорвала прежний общинный дух. По мере своего дальнейшего развития и распространения она, подобно едкой кислоте, последовательно растворяет все более или менее гомогенные общественные ассоциации — этносы, народности, нации… постепенно превращая все в какую-то безликую массу людей, мало чем отличающихся друг от друга и мало чем связанных друг с другом.

Общество из органического целого превращается в совокупность чуть ли не механически соединенных индивидов, удерживаемых вместе не столько внутренними, сколько внешними мотивами — местожительством, кратковременной работой и т.п.

Стремительное разложение таких традиционных человеческих ассоциаций, как семья, профессиональные объединения типа гильдий или корпораций, деревенской, этнической и конфессиональной общин, — вот цена, которой оплачиваются политическая свобода человека, демократия и цивилизация.

Формы ассоциаций, которые предлагает человеку современное общество в виде политических партий, официальных профсоюзов, всевозможных творческих союзов и т.д., слишком аморфны, рыхлы, неорганичны… Они не дают человеку чувства второго дома, второй семьи, не предоставляют ему социальную безопасность, которая оберегала бы его от одиночества и чувства, что он оставлен на про- извол судьбы.

Новые общественные формы, которые были призваны как бы заново объединить людей, преуспели скорее не в соединении, а, наоборот, в их разъединении, разжигая коллективные страсти, экономическое и политическое соперничество. Они смогли лишь приглушить чувство одиночества, на время растворить его в суетной внешней активности, но не устранить.

Все это, в свою очередь, ведет к постоянно ухудшающемуся нравственному само- чувствию людей, к обострению психозов, неврозов и усилению агрессивности. Повсюду можно видеть отчаявшихся, раздраженных людей, чувствующих себя социально обездоленными и лишними в этом мире. Теряется смысл жизни, многие духовно и морально опускаются, ширятся масштабы алкоголизма, наркомании, растет число самоубийств, увеличивается озлобленность…

Причина всему этому — разрушение в ходе развития цивилизации органических человеческих ассоциаций как основы человеческого бытия. Разрушение это обязано главным образом двум взаимосвязанным процессам — научно-техническому прогрессу и расширению демократии. Несмотря на все огромные перемены в жизни человека, он по своей природе остался существом общественным даже при том, что само общество постепенно деградирует.

Природу человека изменить нельзя, но можно, как показывает практика, изменить условия, при которых эта природа реализуется. Цивилизация изменила сами эти условия таким образом, что общинная природа человека уже не в состоянии себя должным образом реализовать.

Именно в этом видится подлинный смысл трагедии современного цивилизованного человека, живущего в условиях «открыто- го» гражданского общества, в котором место соборного, общинного начала заняли агрессивный индивидуализм и разобщенность.

В условиях современного общества с его масштабами, разнородностью населения, сложностью хозяйственного и политического механизма чрезвычайно трудно достичь какой-то приемлемой для всех степени единения общих и частных интересов и предотвратить их дальнейшее расхождение и противостояние. Единение это, на мой взгляд, практически недостижимо при нынешнем типе западной демократии с ее акцентом на индивидуализм и частный интерес.

Что касается самой западной демократии, то симптом отчуждения между индивидами, с одной стороны, и между ними и обществом — с другой, имеет давнюю историю. Его отмечал еще Сократ на опыте афинской демократии. В новое время на него обратил внимание такой проницательный наблюдатель, как Алексис де Токвиль*, изучая молодую американскую демократию, которая, казалось бы, меньше всего должна была содержать этот симптом.

Однако он стал проявляться с самого же начала и за сто с лишним лет разросся в опасную социальную болезнь, грозящую будущему не только Соединенных Штатов, но и всего мира.

В книге «Зеленеющая Америка» ее автор Ч. Рейк впечатляюще описал кризис, переживаемый самой богатой и могущественной страной современного мира. Это кризис образа жизни с его бессмысленным и отчужденным трудом и пустым, чисто развлекательным искусством, упадком демократии, контрастом между богатством и бедностью, растущей преступностью и откровенным бессовестным лицемерием политиков всех рангов.

Разобщенность людей, ослабление всех традиционных связей — семейных, общинных, просто дружеских и т.п. — превратили США в «гигантскую, вызывающую ужас антиобщину», в условиях которой утрата индивидом собственного «я» породила «самую опустошительную из всех форму обнищания».

Соединенные Штаты — пример крайний, но и другие современные общества идут по тому же пути. Невольно возникает вопрос: имеются ли какие-либо способы или средства избежать или предотвратить этот опасный и губительный процесс?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)