Значение педагогических взглядов И. Г. Песталоцци

В начале XIX века вышли в свет основные педагогические сочинения И. Г. Песталоцци: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», «Письмо к другу о пребывании в Станце».

Значение педагогических взглядов И. Г. Песталоцци

В 1805 году власти предоставили И. Г. Песталоцци замок в Ивердоне, в котором он создал большой институт. Этот институт вскоре получил мировую известность. Институт посещали сотни выдающихся людей того времени. Их восхищали достижения И. Г. Песталоцци. Он стал гордостью Швейцарии.

Интересно
Практическая деятельность И. Г. Песталоцци сыграла важную роль в деле распространения новых педагогических идей. И. Г. Песталоцци заслуженно называют «отцом современной педагогики». Из своих многочисленных начинаний И. Г. Песталоцци не извлек никакой выгоды. На гонорары от издания книг он строил школы для бедняков. У него почти не было имущества. Ничего, кроме всемирной славы.

И. Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире.

И. Г. Песталоцци считал необходимым расширить содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Обучение арифметике должно строиться на основе наглядности и развития активности и сознательности детей.

Посвятив всю свою жизнь педагогике, живя зачастую впроголодь и отдавая последние скудные средства на основание образовательных учреждений, И. Г. Песталоцци свято верил и творил, следуя выдвинутой им идее: сущность подлинного воспитания, единого для всех людей — в воспитании истинной человечности.

И. Г. Песталоцци был выдающимся педагогом прошлого. Он видел страдания людей и стремился им всемерно помочь через школу и просвещение. И. Г. Песталоцци отдал всего себя делу воспитания детей, он создал теорию элементарного обучения, которая способствовала развитию в XIX веке народных школ в Европе, начал разработку частных методик, и они нашли широкое применение в начальной школе.

Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци и созданные им учебники первоначального обучения на долгие годы стали образцом и исходным пунктом для творчества педагогов других поколений. На первое место И. Г. Песталоцци ставил изучение родного языка, затем — развитие устной речи и на этой основе обучение чтению. Разработанные им приемы и упражнения для развития речи прочно вошли в практику начальной школы и соответствующие методики.

Выдвинутые педагогом положения о развитии самодеятельности детей в учении и труде, о взаимообучении, о соединении обучения с производительным трудом навсегда вошли в арсенал научной педагогики. Его требование строить отношения воспитателей и воспитанников на основе взаимной любви и доброжелательности стало центральной идеей гуманистической педагогики.

И. Г. Песталоцци намного опередил свое время в познании законов воспитания и развития личности. Он первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни и провозгласил основной принцип — жизнь образует.

И. Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществлял подготовку таких воспитателей.

В современном мире одной из насущных проблем является детская беспризорность. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит организации качественной профессиональной подготовки педагогического персонала воспитательных учреждений для данной категории детей.

В этой связи, социально-педагогическое наследие И. Г. Песталоцци, раскрывающее сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность.

Научный и практический интерес к изучению наследия И. Г. Песталоцци во всем мире не ослабевает на протяжении уже двух столетий. В современной Швейцарии, в Цюрихе, осуществляет свою деятельность Институт исследований истории воспитания и образования — «Песталоццианум», который изучает педагогическое наследие И. Г. Песталоцци.

«Песталоццианум» занимается подготовкой полного собрания сочинений и корреспонденции швейцарского педагога. На сегодняшний день оно насчитывает 43 тома (29 томов сочинений и 14 томов писем), и процесс его подготовки продолжается.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)