Зарубежные практики правового обеспечения экономической безопасности недропользования

Правовой режим недропользования в государствах, обладающих запасами стратегических видов полезных ископаемых, во многом определяет их распределение в масштабах мировой экономики. Национальная безопасность таких стран зависит от законодательного закрепления принципов режима недропользования на участках недр государственного значения и их реализации.

Национальная независимость является одним из основополагающих принципов, закрепленных в статьях 1, 4 и 170 Конституции Федеративной Республики Бразилия. На основании статей 20 и 176 Конституции Федеративной Республики Бразилия естественные ресурсы ее шельфа и исключительной экономической зоны, территориальное море, минеральные ресурсы, включая находящиеся под землей, признаются федеральной государственной собственностью.

Публичная собственность на недра характерна для стран Латинской Америки с федеративным устройством. К примеру, в статье 27 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов провозглашается собственность нации на все виды природных ресурсов в пределах государственной территории.

В Мексике собственность нации первична, только она может создавать частную собственность и передавать ее частным лицам. Непосредственной собственностью мексиканской нации являются все природные ресурсы континентального шельфа и зоны морского дна островов, все виды твердых полезных ископаемых, нефть, природный газ и иные углеводороды.

В отличие от мексиканских штатов, субъектам бразильской федерации гарантируется участие в результатах эксплуатации месторождений нефти и природного газа или других природных ресурсов либо денежная компенсация за такую эксплуатацию.

Принятие законодательных актов по вопросам месторождений полезных ископаемых, шахт, минеральных ресурсов и металлургии отнесено в статье 22 Конституции Федеративной Республики Бразилия к исключительному ведению федерации. На основании статьи 73 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов Конгресс принимает общереспубликанские законы в сфере недропользования.

Между тем в статьях 75, 124, 126 Конституции Аргентинской Республики 1853 года (в редакции 1994 года) устанавливается исключительное право федерации в части нормативного правового регулирования отношений в сфере недропользования, несмотря на первоначальное право субъектов Аргентинской Республики владеть недрами и их ресурсами на своих территориях.

Бразильская федерация, в силу статьи 177 Конституции Федеративной Республики Бразилия, осуществляет монополию в части изыскания и разработки месторождений нефти, природного газа и других жидких и газообразных углеводородных соединений, их импорта и экспорта, а также продуктов их переработки.

Изыскание и добыча руды радиоактивных минералов находятся в исключительном ведении федеральной власти Бразилии и не могут быть переданы кому-либо. Разведка и добыча других стратегических полезных ископаемых в Бразилии могут осуществляться на основании разрешения или концессии, предоставленных федерацией в национальных интересах.

В Мексике монополии запрещены посредством прямого указания на то в статье 28 ее Конституции. Однако монополиями не признаются исключительные полномочия мексиканской республики в стратегических отраслях и видах деятельности, таких, например, как добыча углеводородов.

Недропользователем в Федеративной Республике Бразилия, кроме государства, может быть физическое лицо – гражданин Бразилии либо юридическое лицо, которое учреждено по бразильским законам. У недропользователей возникает право собственности на полезные ископаемые, извлеченные ими из недр.

Согласно конституционной поправке № 6, принятой в 1995 году, в федеральном законодательстве Бразилии устанавливаются особые требования к субъектному составу недропользователей в приграничной полосе или на землях, заселенных индейцами.

Этой же поправкой уточняется состав пользователей бразильских недр в зависимости от места нахождения юридического лица – недропользователя, а также от места нахождения органов его управления, что ограничивает иностранное влияние в сфере недропользования.

Пользование недрами в Мексиканских Соединенных Штатах может осуществляться, кроме государства, только концессионерами. Предоставление концессий отнесено к ведению федерации, которая может заключать концессионные соглашения с мексиканскими гражданами и юридическими лицами.

В Мексике участки недр, содержащие углеводороды и радиосодержащие полезные ископаемые, по концессии не предоставляются. Концессии могут предоставляться иностранным лицам только в том случае, если они обратятся в Министерство иностранных дел Мексиканских Соединенных Штатов с заявлением об отказе от обращений за помощью к своим национальным правительствам по вопросам, связанным с реализацией заключенных ими концессионных соглашений.

Нарушение обязательств, указанных иностранцами в сделанном ими заявлении, является основанием прекращения концессии и передачи ее государству. В мексиканской приграничной полосе шириной сто километров и в пятидесятикилометровой прибрежной морской полосе иностранные лица не могут быть собственниками земли.

Канада, Австралийский Союз и Соединенные Штаты Америки, в отличие от государств Латинской Америки, не разделяют право собственности на землю и право собственности на недра – принцип акцессии характерен для стран англосаксонской правовой семьи.

В Соединенных Штатах Америки управление и нормативно-правовое регулирование в сфере недропользования различаются в зависимости от субъекта права собственности на земельный участок и расположенные под ним недра. Недра в этой стране могут находиться в собственности государства, штатов и частных лиц.

На федеральном уровне отношения недропользования регулируются Горным законом Соединенных Штатов Америки 1872 года (с последующими изменениями и дополнениями), а также Законом «О горной аренде» 1920, 1947 годов. Существенная часть рассматриваемых отношений регулируется законодательством штатов и прецедентным правом.

Законодательство Соединенных Штатов Америки предусматривает, что недра могут предоставляться в пользование только своим гражданам и юридическим лицам, созданным в этом государстве. Иностранные лица могут быть привлечены к недропользованию в Соединенных Штатах Америки только на основании договора. Концессионные и иные виды договоров о приобретении прав на недра применяются на практике, как правило, для предоставления в пользование недр, находящихся в частной собственности. Основными системами предоставления недр в пользование в Соединенных Штатах Америки являются патентная и арендная.

Патентная система применяется для предоставления в пользование участков недр для разведки и добычи рудных и некоторых нерудных полезных ископаемых. Патент выдается недропользователю на основании его заявки Министерством внутренних дел Соединенных Штатов Америки и удостоверяет право собственности на земельный участок и находящиеся под ним недра, а также право на разведку и добычу содержащихся в них полезных ископаемых.

Недра не предоставляются в пользование на основании патента под федеральными земельными участками, землями резерваций и военных объектов – такие участки недр предоставляются на основании лицензий и арендных договоров.

Участки недр территориального моря и континентального шельфа, за исключением трехмильной зоны прибрежных штатов и девятимильной прибрежной зоны Техаса и западного побережья Флориды, участки недр, содержащие нефть, природный газ, уголь и иные виды стратегических полезных ископаемых в пределах сухопутной территории, предоставляются в Соединенных Штатах Америки государственной администрацией по арендной системе.

Арендная система предполагает выдачу срочных платных лицензий на поиск и разведку конкретных видов полезных ископаемых в пределах лицензионных участков акваторий и территорий. По факту открытия месторождения полезных ископаемых в течение срока действия лицензии в пределах лицензионного участка недропользователь имеет преимущественное право заключения арендного договора (lease), который является договором присоединения к стандартным правилам недропользования (квазилицензией). Арендный договор заключается по результатам торгов, а в исключительных случаях без их проведения.

С начала XX века по настоящее время национальная безопасность Соединенных Штатов Америки обеспечивается созданием резервного фонда недр и поддержанием высокого уровня запасов добытых полезных ископаемых, особенно нефти и природного газа. Этот принцип обеспечения национальных интересов заложен в действующих энергетических доктринах.

Режим иностранных инвестиций в сфере стратегического недропользования Соединенных Штатов Америки регулируется Законом «Об иностранных инвестициях и национальной безопасности», Законом «О прямых иностранных инвестициях и усовершенствовании международной финансовой информации», Законом «О защите производства», Законом «О торговле и конкурентоспособности» и поправкой «ЭксонаФлорио» к нему.

В этих нормативных правовых актах содержится принцип ограничения доступа иностранных лиц и иностранных инвестиций в сферу недропользования Соединенных Штатов Америки. В целях реализации этого принципа в 1988 году был создан Комитет по иностранным инвестициям, который готовит заключения о возможности иностранного участия в рассматриваемых отношениях.

На основании таких заключений президент Соединенных Штатов Америки принимает окончательное решение о допуске иностранных инвесторов в обозначенную сферу. Государственный секретарь Соединенных Штатов Америки в силу Закона «О твердых полезных ископаемых морского дна» вправе принимать решения о соответствии того или иного государства статусу «сотрудничающего».

В случае несоответствия указанному статусу участие иностранного государства в пользовании недрами в пределах акваторий Соединенных Штатов Америки досрочно прекращается.

В соответствии с Конституционным актом Канады 1867 года федеральное правительство имеет широкие законодательные и исполнительные полномочия в сфере недропользования на федеральных землях и землях, зарезервированных за индейцами. В разделе 92А (1) указанного документа регулирование отношений по проведению поисково-разведочных работ, по добыче и сохранению запасов, а также управление в этой области на землях, принадлежащих провинциям, отнесено к их ведению (за исключением Северо-Западных территорий и Юкона).

Несмотря на то, что к исключительному ведению федерального правительства Канады отнесено управление ресурсами ее континентального шельфа, в 1985 году между ним и правительствами провинций Ньюфаундленд и Лабрадор было заключено Атлантическое соглашение по управлению ресурсами нефти и газа в прибрежной зоне и распределению доходов.

В соглашении признано за указанными провинциями «первоочередное право на доходы от эксплуатации ресурсов нефти в их прибрежной зоне, что отвечает требованию сохранения сильной и единой Канады».

Основными источниками национального права Канады, регулирующими отношения стратегического недропользования на федеральном уровне, являются Закон о нефтяных ресурсах Канады (Canadian Petroleum Resources Act), Закон о добыче и сохранении нефти и газа (Oil and Gas Production and Conservation Act).

Законодательство Канады предусматривает три вида лицензий на право пользования недрами, каждому из которых соответствует особый порядок предоставления их в пользование. К первому виду лицензий относится разрешение на разведку полезных ископаемых (an exploration license), которое дается победителю конкурса сроком до девяти лет и продлению не подлежит.

Ко второму виду лицензий относится разрешение на открытие крупного месторождения (a significant discovery license). Такая лицензия сохраняет права недропользователя, указанные в разрешении на разведку, и подтверждает исключительное право первооткрывателя на получение разрешения на добычу (a production license), которое является третьим видом лицензий.

На основании первой заявки о выдаче разрешения на открытие крупного месторождения министр энергетики, шахт и ресурсов Канады должен сделать публичное заявление о возможности открытия крупного месторождения, после чего принять заявку недропользователя к рассмотрению.

Разрешение о возможности открытия крупного месторождения не ограничено предельным сроком и действует либо в течение срока, указанного в публичном заявлении министра энергетики, шахт и ресурсов Канады, либо до момента выдачи недропользователю разрешения на добычу.

Разрешение на добычу выдается министром энергетики, шахт и ресурсов Канады после подтверждения Национальным энергетическим советом Канады факта открытия месторождения полезных ископаемых, если их запасы оцениваются как коммерческие (рентабельные), на срок до девяти лет с возможностью его продления. По окончании срока действия разрешения на добычу нефти и газа на конкретном участке он относится резервным запасам Короны.

Интересно
Законодательство Канады не ограничивает предоставление иностранным лицам лицензий первых двух видов. Министр энергетики, шахт и ресурсов Канады вправе выдать разрешение на добычу нефти и газа физическому лицу, являющемуся гражданином или резидентом Канады, либо юридическому лицу, зарегистрированному в Канаде с канадским участием не менее пятидесяти процентов.

Министр энергетики, шахт и ресурсов Канады вправе выдать разрешение на добычу компании, в которой доля иностранного участия превышает пятьдесят процентов. Впоследствии он обязан обеспечить продажу иностранной доли, превышающей допустимый размер, канадским частным юридическим или физическим лицам, а при отсутствии среди них покупателей – государственной канадской компании.

Законодательство о недрах более всего развито в канадских провинциях, обладающих значительными запасами полезных ископаемых (Альберта, Британская Колумбия, Саскачеван). О значительном влиянии государства на регулирование отношений в сфере недропользования на уровне провинций свидетельствуют законы провинции Альберта «О шахтах и полезных ископаемых» и «О горнодобывающей промышленности и минеральных ресурсах».

Они предполагают предоставление на территории провинции Альберта не более двадцати пяти участков недр в пользование на тендерной основе по плану освоения, который утверждается Министерством энергетики, шахт и ресурсов Канады. Министр энергетики, шахт и ресурсов Канады вправе досрочно прекратить действие лицензий на территории указанной провинции. Это допустимо в случае нарушения их условий лицензии либо при наличии низкого уровня добычи полезных ископаемых на каком-либо месторождении.

Законодательство Австралийского Союза устанавливает право собственности на недра по англосаксонской модели. Особенностью Закона «О землях Короны» 1861 года является то, что права на минеральные ресурсы недр остаются за государством, если собственник земельного участка при его покупке не заплатил за них дополнительно. Этот закон в редакции 1989 года устанавливает, что содержащиеся в австралийских недрах золото, серебро, уголь и нефть принадлежат Короне.

Приведенное положение ограничивает права собственников земельных участков в целях защиты национальных интересов. Согласно Закону «О праве земель аборигенов» полезные ископаемые – золото, серебро, нефть и уголь, содержащиеся в недрах на территориях коренных жителей Австралии, принадлежат Короне, несмотря на то, что эти земли и ресурсы их недр переданы во владение аборигенам и иным землевладельцам.

Недропользование на этих землях может осуществляться только с разрешения и на условиях, определяемых Советом земель аборигенов Австралии. Предоставление участков недр, содержащих нефть, газ, гелий или углекислый газ, в пользование отнесено к ведению австралийского государства в силу закона «О нефти» 1991 года.

Федеративное устройство Австралии предполагает распределение осуществления государственных функций по нормативно-правовому регулированию и управлению в сфере недропользования между союзом и территориями. Австралийский Союз осуществляет управление минеральными и нефтяными ресурсами континентального шельфа на удалении более трех миль от берега, которые он осуществляет совместно с правительствами прибрежных штатов.

Закон «О регулировании деятельности угольных шахт» 1982 года предусматривает полномочия губернаторов по принятию правил, регулирующих деятельность угольных шахт. Министерство промышленности Австралийского Союза в обозначенной сфере осуществляет государственный горный технический и экологический контроль через своих инспекторов, назначаемых губернатором региона.

Общее право (common law) Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии признает недра как парцеллу земли, принадлежащую собственнику земельного участка (судебный прецедент 1843 года). Однако прецедентом 1567 года было установлено, что собственностью Короны являются золото и серебро. Нефть, газ, уголь и расщепляющиеся материалы в настоящее время также отнесены к собственности Короны. Урановые месторождения принадлежат Короне с 1938 года по статутному праву.

Национальный угольный совет королевства в 1946 году получил право собственности на угольные шахты. Режим освоения нефтегазовых ресурсов Великобритании регулируется законом «О добыче нефти» (Petroleum Production Act) 1934 года и законом «О континентальном шельфе» (The Continental Shelf Act) 1964 года, согласно которым участки недр, содержащие нефть и природный газ, а также участки недр континентального шельфа Великобритании находятся в государственной собственности (принадлежат Короне).

Дискреционная система предоставления британских недр в пользование предполагает выдачу государством двух видов лицензий по результатам проведения конкурсов. К первому виду относятся неисключительные лицензии на право поиска и разведки полезных ископаемых, ко второму – исключительные лицензии на добычу полезных ископаемых.

Факт открытия месторождения владельцем геологоразведочной лицензии в пределах лицензионного участка увеличивает вероятность получения им лицензии на добычу, которая предоставляется по результатам проведения конкурса. Аукционы на право пользования недрами в Великобритании проводятся редко.

Британские недра в особых случаях могут предоставляться без проведения конкурсов и аукционов. Право пользования недрами в Великобритании может предоставляться как национальным, так и иностранным юридическим лицам, если государство, национальностью которого они обладают, предоставляет недра в пользование британским компаниям, то есть на основании принципа взаимности.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии имеет морскую границу с Королевством Норвегия, континентальный шельф которого содержит крупнейшие в Западной Европе разведанные запасы нефти.

В Королевстве Норвегия правовой режим недропользования на участках недр, содержащих месторождения нефти, за исключением района Шпицбергена, регулируется законом от 29 ноября 1996 года № 72 «О нефтяной деятельности» и постановлениями к нему, которые вводятся королевскими указами.

Недропользование на Шпицбергене, в его внутренних и территориальных водах, регулируется Договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года, законом от 7 августа 1925 года «О горной промышленности», законом от 17 июля 1925 года «О Шпицбергене» и другими нормативными правовыми актами.

Интересно
Норвежское государство имеет права собственника на подводные нефтяные месторождения и исключительное право на управление полезными ресурсами, которое осуществляется Королем в соответствии с действующим законом «О нефтяной деятельности» и решениями Стортинга.

В статье 2 закона от 21 июня 1963 года № 12 «О научных исследованиях подводных природных ресурсов за исключением углеводородов и об их разработке» предусмотрено право монарха на предоставление в пользование участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также естественных ресурсов континентального шельфа, кроме углеводородов. Это право может быть предоставлено как норвежским, так и иностранным лицам.

Королевское министерство промышленности и энергетики и Королевское министерство местного самоуправления и труда реализуют государственную функцию по лицензированию пользования через Норвежский директорат нефти. В Норвегии могут выдаваться коллективные и индивидуальные лицензии на разведку и добычу нефти, а также специальные лицензии на ее транспортировку и использование.

Лицензия на разведку нефти не дает исключительных прав на проведение работ в пределах лицензионного участка и преимуществ при получении лицензии на добычу нефти.
Лицензия на добычу нефти предполагает исключительное право на ее разведку, разведочное бурение и добычу в районах, подпадающих под действие лицензии.

Разведочная лицензия может выдаваться любым юридическим лицам, а лицензия на добычу – юридическим лицам, учрежденным в соответствии с норвежским законодательством и зарегистрированным в Норвежском регистре деловых предприятий.

Указанные виды лицензий могут предоставляться физическим лицам, проживающим в пределах Европейского экономического пространства (ЕАА). Лицензии на добычу предоставляются Королем по его усмотрению, либо по результатам проведения конкурса, либо без проведения такового.

При предоставлении лицензии на добычу Королевское министерство промышленности и энергетики Норвегии одобряет или назначает оператора, который ежедневно осуществляет нефтяную деятельность от имени владельца лицензии.

На основании соглашения между недропользователями, утверждаемого Королевским министерством промышленности и энергетики Норвегии, допускается совместная нефтяная деятельность. Она может осуществляться, если наиболее эффективно проводить совместное разведочное бурение, добычу, транспортировку и использование нефти тогда, когда нефтяное месторождение простирается более чем на один блок и подпадает под действие нескольких лицензий различных обладателей или на континентальный шельф другого государства.

Франция, как и Норвегия, является собственником недр и содержащихся в них полезных ископаемых в пределах своей территории и осуществляет управление природными ресурсами своих акваторий, что характерно для унитарных государств. Горный кодекс Французской Республики 1956 года регулирует отношения недропользования и устанавливает правовой режим полезных ископаемых в их естественном состоянии.

Французское гражданское право регулирует оборот добытых полезных ископаемых и допускает в их отношении право как государственной, так и частной собственности. Германское гражданское уложение в статье 905 устанавливает, что право собственника земельного участка распространяется как на пространство, находящееся над поверхностью, так и на недра земли. Право собственности на земельный участок не распространяется на полезные ископаемые, открытые для горного промысла и перечисленные в параграфе 3 Горного закона Федеративной Республики Германия.

Открыты для промысла углеводороды, самородные и рудные элементы: ниобий, бериллий, литий, цезий, иттрий, хром, франций, галлий, германий, кобальт, золото, серебро, платина, медь, радий, стронций, тантал, титан и другие. Полезные ископаемые в районе германских территориальных вод и континентального шельфа, а также земли, связанные с добычей тепловой и иных видов энергии, открыты для горного промысла.

Частные земли и находящиеся в их недрах природные ресурсы могут быть обобществлены или переданы в другие формы общественного хозяйства на основании статьи 15 Основного закона Федеративной Республики Германия.

Во Франции месторождения делятся на шахты (рудники) и карьеры, правовой режим которых различается. Месторождения стратегических видов полезных ископаемых, перечень которых приведен в статье 2 Горного кодекса Французской Республики, относятся к шахтам (рудникам).

Интересно
Перечень шахт, используемых для получения радиоактивных материалов, определяется декретами Государственного Совета Франции по согласованию с Генеральным горным советом и Комитетом по атомной энергии, который организует и контролирует разработку и эксплуатацию соответствующих месторождений.

Разведка полезных ископаемых во Франции может осуществляться собственником земельного участка или с его разрешения после направления заявки префекту, а при отсутствии такого согласия – при наличии разрешения министра, ведающего месторождениями соответствующего вида полезных ископаемых.

Государственный Совет Франции может предоставить исключительное право на разведку полезных ископаемых по результатам проведения конкурса. Таким исключительным правом обладает концессионер в границах переданного ему по договору государственного горного предприятия.

Исключительное право на разведку в период своего действия порождает право недропользователя на предоставление ему концессии или на промышленное использование жидких и газообразных углеводородов, обнаруженных при геологоразведке.

Эксплуатация шахт во Франции осуществляется по концессии, предоставляемой Государственным советом по результатам конкурса. Эксплуатация шахт во Франции может осуществляться только государством или концессионером. Концессия может быть предоставлена совместно нескольким торговым товариществам. Права на эксплуатацию и разведку могут быть предоставлены только французским компаниям.

На практике иностранное участие допускается на основании контракта между иностранным инвестором и национальной французской компанией. В Федеративной Республике Германия лицо, желающее проводить разведку полезных ископаемых, открытых для горного промысла, обязано подать заявку и получить разрешение Высшего горного ведомства.

Юридическое или физическое лицо, которое намерено добывать полезные ископаемые, открытые для горного промысла, обязано подать заявку и получить лицензию или приобрести в собственность горное предприятие. Такие разрешение и лицензия предоставляют исключительные права, указанные соответственно в параграфах 7 и 8 Горного закона ФРГ.

Для приобретения горного предприятия недропользователем подается соответствующее ходатайство. Германское горное законодательство в качестве основания допуска к добыче полезных ископаемых предусматривает обязанность недропользователя по составлению производственных планов и их реализацию, что аналогично положениям норвежского законодательства о нефтяной деятельности.

Дифференцированный характер экономики в государствах Западной и Центральной Европы и Северной Америки предопределяет большее число субъектов пользования участками недр стратегического значения, чем в странах с сырьевой ориентацией экономики.

Например, не только государства Латинской Америки, но и страны Ближнего Востока закрепляют в своих конституциях право государственной собственности на недра и их ресурсы. Так, согласно статье 21 Конституции Кувейта природные ресурсы и все доходы от них являются собственностью государства, в отношении которой должно быть обеспечено их сохранение и надлежащее использование при обеспечении требований безопасности государства и национальной экономики.

В федеративных государствах Ближнего Востока этот принцип включает основы распределения доходов, получаемых от реализации стратегических ресурсов недр. К примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах континентальный шельф находится в ведении прибрежных субъектов, которые могут распоряжаться его ресурсами. Каждый Арабский Эмират имеет право на получение всего объема доходов от пользования недрами, расположенными на его территории.

Интересно
Недропользование на Ближнем Востоке осуществляется, как правило, посредством привлечения национальных компаний. К их числу можно отнести в Саудовской Аравии Saudi Aramko, в Иране – National Iranian Oil Co121 122 123 124 125, в Катаре – Qatar National Petroleum Company, в Египте – Egypt General Petroleum Company.

Национальные компании в странах Ближнего Востока могут заключать с иностранными компаниями соглашения о разделе продукции, концессионные договоры либо сервисные контракты на право пользования недрами. Кроме того, например, в Катаре практикуется проведение торгов на право пользования недрами, при этом импорт и экспорт нефти, газа и продуктов их переработки может осуществляться лишь катарскими компаниями и частными лицами, поэтому иностранные компании используют для участия в торгах свои катарские агентства.

Агентства осуществляют свою деятельность на основании агентских договоров, регистрация которых осуществляется Министерством экономики и торговли Катара. Это же министерство регистрирует дочерние компании иностранных юридических лиц, а также совместные предприятия, доля иностранного участия в которых не может превышать 49%. Такие предприятия и компании могут принимать участие в торгах на право пользования недрами в Катаре.

Пользование недрами в Китайской Народной Республике осуществляется на основании Закона «О минеральных ресурсах Китайской Народной Республики» 1986 года (с последующими изменениями), на основании которого ресурсы недр принадлежат государству.

Лицензии в Китае бывают двух видов: лицензии на проведение геологоразведочных работ и лицензии на добычу полезных ископаемых. Оба вида лицензий предоставляются на основании заявок недропользователей, в исключительных случаях проводятся конкурсы на право пользования недрами.

Геологоразведочные работы проводятся согласно Единому государственному плану на территории лицензионного участка площадью 40 базовых блоков – в отношении металлов и радиоактивного сырья при максимальном сроке лицензии 3 года; в отношении нефти и природного газа – 2500 базовых блоков при максимальном сроке лицензии до 7 лет.

Площадь одного базового блока в Китае составляет одну минуту долготы и одну минуту широты. Лицензия на добычу нефти, природного газа, угля и радиоактивных металлов в отношении мелких месторождений – до 10 лет, в отношении остальных месторождений – до 30 лет.

Срок действия лицензии на добычу определяется исходя из величины месторождения, сложности реализации проекта и может быть продлен по заявке недропользователя при наличии соответствующих оснований.

В Китае практикуется заключение соглашений о разделе продукции с иностранными инвесторами, в которых от лица государства выступает China National Offshore Oil Corporation. Этой национальной корпорации было предоставлено эксклюзивное право на проведение геологоразведочных работ нефти и природного газа на китайском континентальном шельфе.

Баланс национальных интересов Китая и интересов иностранных инвесторов при реализации соглашений о разделе продукции обеспечивается дифференциацией ставки роялти в зависимости от объема добычи углеводородов. Кроме того, доля государства в прибыльной продукции тем больше, чем выше суточный объем добываемого сырья, и может составлять от 10 до 60%.

В 1991 году произошла денонсация Договора «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик» от 30 декабря 1922 года, которая означала переход к регулированию стратегического недропользования на уровень национального законодательства этих республик, большинство из которых образовали Содружество Независимых Государств.

Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государствучастников Содружества Независимых Государств126 (далее «Кодекс о недрах СНГ») был принят лишь в 2002 году. В пункте 2 статьи 8 указанного кодекса стратегические полезные ископаемые выделены в самостоятельный вид и перечислены в статье 13 Кодекса о недрах СНГ в составе трех групп: горючих, рудных и нерудных.

В подпункте 1 пункта 3 статьи 164 и в пункте 1 статьи 165 Кодекса о недрах СНГ предполагается, что государстваучастники могут устанавливать минимальные и максимальные размеры горных отводов для добычи стратегических видов полезных ископаемых, а также максимальное количество таких отводов у одного недропользователя.

В статье 257 Кодекса о недрах СНГ предусмотрено право государства на отчуждения земельных участков в районах нахождения участков недр, содержащих стратегические полезные ископаемые, в приоритетном порядке. Согласно статье 258 Кодекса о недрах СНГ участки недр, имеющие стратегическое общенациональное значение, предоставляются в пользование на основании законодательных актов либо указов президента или постановлений правительства.

В соответствии со статьями 44, 45, 48 Кодекса о недрах СНГ недра являются государственной собственностью и могут передаваться иным лицам только в пользование. Государство реализует принадлежащие ему права владения, пользования и распоряжения недрами.

Подземные пространства, полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, будучи составными частями недр, не могут передаваться в частную или муниципальную собственность. При этом добытые на законном основании полезные ископаемые и использованные иные ресурсы недр являются собственностью добывшего их недропользователя.

В пункте 2 статьи 32 Кодекса о недрах СНГ указано, что управление государственной собственностью на недра и государственное регулирование деятельности по использованию и охране недр осуществляется государством. Подобный принцип установления права собственности на недра и их ресурсы и управления ими закреплен в национальных законодательствах Азербайджана, Армении, Республики Беларусь, Грузии, Казахстана, Молдовы, России, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан. Исключение составляют лишь Кыргызская Республика и Украина.

В Кыргызстане допускаются коммунальная и частная собственность на мелкие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в Украине недра находятся в исключительной собственности украинского народа. Из всех участников Содружества Независимых Государств с унитарной формой государственного устройства только в Украине требуется согласование предоставления недр в пользование, в том числе содержащих полезные ископаемые общегосударственного значения.

Подобные согласования должны проводиться, например, с Киевским областным Советом, – в отношении недр на территории соответствующего административно-территориального образования. Во всех остальных случаях участки недр, содержащие полезные ископаемые общегосударственного значения, находятся в ведении Кабинета Министров Украины, что соответствует положениям статей 6, 8, 9 – 11 Кодекса Украины «О недрах» от 27 июля 1994 года.

Интересно
В соответствии со статьями 8 и 13 Закона Азербайджанской Республики «О недрах» от 13 февраля 1998 года пользователями недр в этом государстве на основании специального разрешения могут быть зарубежные юридические и физические лица, победившие в конкурсе или аукционе на право пользования недрами либо получившие это право в результате прямых переговоров.

На практике нефтяные месторождения Азербайджана чаще всего предоставляются в пользование на основании соглашений о разделе продукции, в которых участвует Государственная нефтяная компания Азербайджана. После подписания и ратификации таких соглашений соответственно азербайджанским правительством и парламентом соглашения приобретают силу закона.

На основании статьи 42 Указа Президента Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года для проведения операций по недропользованию до недавнего времени применялись следующие виды контрактов:

  • во-первых, о разделе продукции;
  • во-вторых, о концессии;
  • в-третьих, о подряде и возмездном оказании услуг (сервисный контракт).

С 1 октября 2010 года полностью вступил в силу закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании», в статье 35 которого указано одно основание предоставления недр в пользование – контракт, заключаемый по результатам торгов либо прямых переговоров. Договорная система недропользования в Азербайджане и Казахстане является основой для иностранного участия в нем, в том числе по каспийским нефтяным проектам.

Концессии также применяются в Кыргызстане, однако в статье 16 Закона Кыргызской Республики «О недрах» от 24 июня 1997 года предусмотрено обязательное проведение конкурсов на право пользования недрами по золоторудным, нефтяным, газовым и другим объектам общегосударственного значения.

Такие конкурсы проводятся по решению Правительства Кыргызской Республики, которое имеет приоритетное право на покупку драгоценных металлов и камней при их обороте на территории этого государства. В статьях 12 и 13 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании» также предусматривается приоритетное право государства на покупку добытых полезных ископаемых и приобретение отчуждаемых прав недропользования, а в статье 15 указанного закона – реквизиция добытых полезных ископаемых.

Ограничение субъектного состава при осуществлении стратегического недропользования предусмотрено, например, в Армении, Белоруссии и Таджикистане. Согласно статье 9 Кодекса Республики Армения «О недрах», статье 11 Кодекса Республики Беларусь «О недрах», статье 10 Закона Республики Таджикистан «О недрах» от 20 июля 1994 года поиск, разведка и разработка радиоактивных и токсичных веществ может осуществляться только государственными организациями, получившими специальное на то право от соответствующего правительства.

Правительство Республики Казахстан до реформы природоресурсного законодательства в 2010 году в целях обеспечения безопасности страны и охраны окружающей среды имело право ограничивать или запрещать пользование отдельными участками недр в силу статьи 111 указа Президента Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года.

В настоящее время Правительство Республики Казахстан устанавливает ограничения и запреты на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, безопасности населения и охраны окружающей среды. Аналогичные нормы содержатся в статье 7 закона Туркменистана «О недрах» от 14 декабря 1992 года.

Изменения в природоресурсном законодательстве Казахстана, произошедшие в 2010 году, укрепили позиции этого государства в сфере стратегического недропользования. В Законе Республики Казахстан от 24 июня 2010 года № 291 – IV «О недрах и недропользовании» определено понятие «стратегическое минеральное сырье», введены институты участков недр и участков месторождений, имеющих стратегическое значение.

Перечень таких участков утверждается Правительством Республики Казахстан, оно определяет порядок их консервации для сохранения запасов минерального сырья в интересах будущих поколений. По его решению также создается национальная компания по недропользованию в форме акционерного общества, акции которого полностью принадлежат государству непосредственно или через национальный управляющий холдинг.

Такая компания в целях совместной реализации проектов уполномочена заключать со стратегическими партнерами контракты на право пользования недрами. В качестве стратегических партнеров могут выступать как казахские, так и иностранные юридические лица (их объединения).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)