Правовой режим недр и экономическая безопасность в постсоветский период

Под системой и структурой законодательства Российской Федерации о недрах и недропользовании принято понимать совокупность взаимосвязанных между собой нормативных правовых актов, определяющих правовое положение недр в России и структурированных в соответствии с их юридической силой.

Двухуровневая структура отечественного законодательства о недрах обусловлена федеративным устройством России и закреплена в пункте «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации. Анализ источников права показывает, что содержание названой конституционной нормы было предопределено исторически, в том числе положениями трех федеративных договоров, подписанных 31 марта 1992 года.

Нормативные правовые акты, определяющие правовой режим недр в Российской Федерации, представляется необходимым дифференцировать в зависимости от их юридической силы по трем основным группам:

  • первая группа состоит из актов высшей юридической силы, включает Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;
  • вторая группа состоит из подзаконных нормативных правовых актов, включает указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  • третья группа состоит из ведомственных правовых актов, включает нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, изданные в пределах их компетенции, определенной положениями, устанавливающими статус этих органов.

Принимая во внимание принцип федерализма, содержащийся в Конституции Российской Федерации, отметим, что дифференциацию нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, по юридической силе правомерно проводить и на уровне субъектов Российской Федерации, реализующих полномочия в рассматриваемой сфере в рамках своей компетенции, на следующие три основные элемента:

  • первый – конституции и уставы субъектов Российской Федерации;
  • второй – законы субъектов Российской Федерации;
  • третий – нормативные правовые и иные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимаемые ими во исполнение вышестоящих нормативных правовых актов.

Определение правового положения недр в России осуществляется не только на основании федеральных нормативных правовых актов и актов ее субъектов. Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и в ряде случаев, если не затрагивают основ конституционного строя России, имеют приоритет перед нормами национального российского права.

Интересно
К числу таких международных договоров можно отнести Женевские конвенции от 29 апреля 1958 года «Об открытом море», «О континентальном шельфе, «О территориальном море и прилежащей зоне», «Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) от 10 декабря 1982 года и другие.

Система российского национального законодательства о недрах включает в себя комплекс правовых норм, относящихся к различным отраслям права, среди которых особо следует отметить конституционное, гражданское, административное, земельное, лесное, природоресурсное, экологическое и налоговое.

Подобная совокупность элементов системы правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере связана с необходимостью сочетания частных и публичных интересов при определении правового режима недр.

Существующая система и структура национального законодательства о недрах, основываясь на Конституции Российской Федерации и развивая ее положения, имеет некоторые противоречия, содержащиеся изначально в основном законе. К числу таких противоречий можно отнести коллизию правовых норм, регулирующих круг субъектов нормотворчества по вопросам владения, пользования и распоряжения недрами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)