Юридическое лицо как субъект преступления и уголовной ответственности в зарубежном уголовном праве и российской уголовно-правовой доктрине

Как было отмечено в предыдущем параграфе, зарубежное уголовное законодательство по-разному подходит к вопросу о признании юридического лица субъектом преступления.

Как итог, мы можем выделить три модели регулирования этого института:

  • традиционная (Англия, Франция, Китай). Юридическое лицо наряду с физическим лицом признается субъектом преступления. Это положение закреплено либо непосредственно в Уголовном кодексе (Франция, Китай), либо соответствующих решениях суда (Англия). Недостаток рассматриваемой модели с точки зрения отечественной уголовно-правовой доктрины заключается в том, что признание юридического лица субъектом преступления не вполне соответствует традиционной уголовно-правовой доктрине виновной ответственности, которая заключается в целенаправленно осознанном субъективном (психическом) отношении субъекта к деянию и его последствию;
  • квазиуголовная (Польша), основанная на принципе виновной ответственности лица за совершенное преступление. Юридическое лицо формально не признается субъектом преступления, тем не менее, к нему могут быть применены различные уголовные санкции, которые, в свою очередь, не являются по сути уголовным наказанием и носят характер иных уголовно-правовых мер;
  • административная ответственность юридических лиц (Россия, Германия). Конечно, отнести эту модель к институту уголовной ответственности юридических лиц можно с определенной долей условности. Здесь необходимо учитывать не саму ответственность юридических лиц за совершенные административные правонарушения, а именно административную ответственность юридических лиц за совершенные преступные деяния. Рассмотрим данную модель ответственности подробнее на примере Российской Федерации. Данный вид ответственности – административная ответственность юридических лиц за совершенные преступные деяния – в России установлен как в Кодексе РФ об административных правонарушениях, так и в специальных законах. Так, например, при даче взятки в интересах юридического лица виновное в преступлении физическое лицо подлежит ответственности по статье 291 УК РФ, а организация, в интересах которой действовало это лицо, – по статье 1928КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

В специальных законах также прописана ответственность юридических лиц за совершение преступлений. Так, согласно ч. ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ, «организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 280, 282.1 – 282.3 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.

Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

Террористической организацией, деятельность которой подлежит запрещению (а при наличии организационно-правовой формы – ликвидации), также признается террористическое сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьей 205.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, за руководство этим сообществом или участие в нем».

Меры воздействия на юридические лица, вплоть до их ликвидации, прописаны также в ст.ст. 7, 9, 10 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г., ст. 14 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. и др.

При этом действующие в настоящее время меры административно-правового воздействия по своим правовым последствиям приближаются к уголовно-правовым, а в некоторых случаях – превосходят их. Так, максимальный размер фиксированного штрафа как вида уголовного наказания составляет 5 млн. руб., а административного – 60 млн. руб.

Интересно
Таким образом, полагаем, что в Российской Федерации отсутствие уголовной ответственности юридических лиц компенсируется возможностью привлечения их к административной и гражданско-правовой ответственности, что, на наш взгляд, представляется вполне достаточным для обеспечения должной корпоративной ответственности.

При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП РФ).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)