Имущественные наказания в уголовном законодательстве России и зарубежных стран

зарубежных стран. Одной из современных тенденций развития уголовной политики – ее либерализации – является активное использование имущественных наказаний в отношении лиц, совершивших преступления по неосторожности или преступлений небольшой или средней тяжести.

При этом во многих странах имущественные наказания вообще являются наиболее распространенным видом наказания, и нередко могут быть назначены не только за совершение преступлений небольшой тяжести, но и за совершение достаточно серьезных деяний.

Так, в Германии штраф назначается 70% осужденных, в то время как лишение свободы только 8%. В России ситуация иная: из 742 353 осужденных в 2014 г. пожизненное лишение свободы было назначено 78, лишение свободы на срок – 218 691 (29,4%), штраф – 116 002 (15,6%).

Анализ уголовного законодательства России, Армении, Белоруссии, Латвии, Германии и Франции показал, что к числу имущественных наказаний уголовное законодательство этих стран относит:

  • штраф (в качестве и основного, и дополнительного наказания предусмотрено во всех УК рассматриваемых стран);
  • штрафо-дни (предусмотрены во Франции, но с определенной условностью можно отнести Германию и Россию);
  • конфискация имущества:
    • общая (Армения, Белоруссия, Латвия, Франция);
    • специальная (Россия, Германия).

Штраф. В уголовном праве штраф представляет собой наказание в виде определенной денежной суммы, которую осужденный выплачивает в пользу государства согласно вынесенному приговору.

В российской лестнице наказаний штраф считается одним из наиболее легких видов наказания и, как было отмечено, известен законодательству всех рассматриваемых нами стран.

При этом все изученные нами уголовные законы признают его в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания, а также устанавливают определенные требования к его размеру, порядку и условиям назначения, а также замене в случае уклонения от уплаты.

При этом из всех анализируемых стран, самое сложное исчисление штрафа дано в российском уголовном законе.

Согласно ст. 46 УК РФ штраф устанавливается:

  • в размере от 5 тыс. руб. до 5 млн. руб., или;
  • в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет, или;
  • исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

При этом особо оговаривается, что штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки.

Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб.

Во всех остальных странах исчисление штрафа менее сложное и, как правило, выражается в определенных единицах. Например, в Республики Беларусь штраф измеряется в базовых величинах.

Согласно ч. 2 ст. 50 УК РБ размер штрафа определяется с учетом размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и устанавливается в пределах от тридцати до одной тысячи базовых величин.

Штраф в размере от 30-кратного до 1000-кратного размера минимальной заработной платы установлен в УК Армении. Аналогично в размере минимальной месячной заработной платы устанавливается штраф и в Латвии (от 3 до 200).

Интересно
При этом латвийский законодатель устанавливает размер штрафа в зависимости от того, является он основным или дополнительным видом наказания. Согласно ч.2 ст. 41 УК Латвии штраф в качестве основного вида наказания устанавливается в размере от 3 до 200 минимальных месячных заработных плат, в качестве дополнительного – от 3 до 100.

Отметим, что в России в 1997-2003 годах штраф исчислялся также – в минимальных размерах оплаты труда. Решение установить в России исчисление штрафа в твердых денежных суммах в свое время вызвало резкую критику многих ученых, поскольку «использование абсолютных величин при определении размера штрафа в условиях нестабильной экономики и перманентной инфляции требует постоянного внесения изменений в текст уголовного закона».

В Германии штраф назначается в дневных ставках. Он составляет минимум 5 и максимум 360 дневных ставок, а в случае множественности деяний размер штрафа достигает максимума – 720 дневных ставок. Размер дневной ставки определяется, как правило, в зависимости от среднего –дохода. Минимальная сумма денежной ставки составляет 1 евро, а максимальная – 5 тыс. евро (§40 УК ФРГ).

Весьма близким по смыслу является наказание в виде штрафо-дней, предусмотренное УК Франции. Согласно ст. 131-5 УК Франции осужденный при назначении ему наказания в виде штрафо-дней обязуется регулярно вносить в государственный бюджет установленную судом сумму.

Размер такого взноса определяется с учетом доходов осужденного и имущественных обязанностей и не может превышать 1 000 евро. Максимальное число штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния, но не может превышать 360.

Как видим, французское уголовное наказание в виде штарфо-дней по сути равнозначно денежному штрафу в Германии и штрафу в виде размера заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период времени в российском УК.

При этом французский уголовный закон знает и штраф в виде твердой денежной суммы. Он может быть назначен за все виды противоправных деяний (преступления, проступки, правонарушения).

За совершение преступления или проступка для физического лица размер денежного штрафа может составлять 7 500 евро, а за совершение нарушения – 3 000 евро.

Что же касается размера штрафа в отношении юридических лиц, то он, согласно ст. 131-37 УК Франции равен пятикратному размеру штрафа, предусмотренного для физических лиц законом, наказывающим преступное деяние.

В случае повторного привлечения к уголовной ответственности максимум штрафа удваивается. Если за какоелибо преступление штраф для физического лица не предусмотрен, то при осуждении юридического лица размер штрафа составляет 1 млн. евро.

В уголовном законодательстве всех анализируемых стран предусмотрен особый порядок назначения штрафа, заключающийся в необходимости учитывать имущественной положение осужденного (ч.3 ст.46 УК РФ, ч.2 ст.50 УК РБ, ч.2 ст.51 УК РА, ч.4 ст.41 УК ЛР, п.3§40 УК ФРГ).

Интересным при этом является положение латвийского Уголовного закона, определяющего, каким образом необходимо учитывать имущественное положение осужденного: согласно ч. 4 ст. 41 «имущественное положение виновного устанавливается путем оценки не только его возможностей незамедлительной уплаты штрафа, но также и возможностей получения предполагаемых доходов, которые обеспечили бы ему возможность в предусмотренный законом срок уплатить наложенный штраф».

Учет материального положения осужденного необходим для определения не только суммы, но и порядка выплаты штрафа.

Законодательство всех стран, кроме Франции, прямо предусматривает возможность выплаты штрафа в рассрочку:

  • в России – до 5 лет (ч.3 ст. 46 УК РФ);
  • в Белоруссии – до 1 года (ст.29 Уголовно-исполнительного кодекса РБ);
  • в Армении – до 1 года (ч.3 ст.51 УК РА);
  • в Латвии – до 1 года (ч.5 ст.41 УК ЛР);
  • в Германии – суд сам назначает срок оплаты или позволяет производить оплату денежного штрафа определенными частями в рассрочку (§42 «Льготные условия оплаты»).

Также законодательством всех стран предусмотрена замена штрафа в случае его неуплаты более строгим видом наказания.

Согласно ч.5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, за исключением случаев назначения штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, штраф заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части Кодекса. При этом назначенное наказание не может быть условным.

Согласно ч.4 ст. 51 УК Армении в случае невозможности уплаты штрафа суд может заменить штраф или неуплаченную часть штрафа общественными работами из расчета десять часов общественных работ за минимальную заработную плату.

Ч. 3 ст. 51 УК Белоруссии предусматривает, что в случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, заменяет штраф общественными работами.

В том же случае, если лицо уклоняется от уплаты штрафа, имея возможность его выплатить, то штраф взыскивается принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного (ст. 167 УИК РБ).

Ч. 4 ст. 41 УК Латвии установлено, что при невозможности взыскания штрафа в случае определения его в размере до 30 минимальных месячных заработных плат (ММЗП) он заменяется арестом, причем 1 ММЗП считается как четыре дня ареста, однако не более трех месяцев ареста; в случае определения штрафа в размере свыше 30 ММЗП он заменяется лишением свободы, причем 1 ММЗП считается как четыре дня лишения свободы, но неболее одного года лишения свободы.

Лишением свободы заменяется невыплаченный штраф согласно немецкому уголовному законодательству. Согласно §43 УК ФРГ не выплачиваемый денежный штраф заменяется лишением свободы. Одной дневной ставке соответствует один день лишения свободы. Минимальный срок лишения свободы при замене им денежного штрафа составляет один день.

В случае неуплаты штрафа во Франции осужденный может быть подвергнут заключению. В зависимости от суммы штрафа продолжительность заключения устанавливается от 5 дней до 2 месяцев. Однако лицо может прекратить исполнение данной мере, уплатив денежную сумму, достаточную для погашения долга.

При этом принудительное заключение не может быть применено к несовершеннолетним, лицам старше 65 лет, а также к осужденным, которые докажут свою неплатежеспособность.

Конфискация имущества. В уголовном праве конфискация имущества является видом наказаний (Армения, Белоруссия, Латвия, Франция) либо иной уголовно-правовой мерой (Россия, Германия) и представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства всего или части имущества, принадлежащего осужденному.

При этом в современном уголовном праве четко разграничивается общая и специальная конфискация.

Под последней понимается безвозмездное изъятие не всего имущества, а только следующих категорий:

  • предметов, использованных для совершения или подготовки преступления;
  • предметов (имущества, денег), полученных в результате преступления;
  • предметов, запрещенных к свободному обороту.

В Республике Белоруссия существует как общая, так и специальная конфискация. Согласно ст. 61 УК РБ общая конфискация признается дополнительным видом наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями УК РБ.

Согласно ч.6 ст. 61 УК РБ специальная конфискация не является наказанием с точки зрения белорусского законодателя и применяется независимо от категории преступления и вида назначенного наказания.

При этом за сокрытие имущества, подлежащего конфискации, предусмотрена уголовная ответственность ст. 420 УК РБ.

Во Франции также существует как общая, так и специальная конфискация. Правда, во Франции общая конфискация носит исключительный характер и предусматривается только лишь за преступления против человечества, а также незаконное производство, ввоз или вывоз наркотиков.

В тоже время конфискация может быть как основным (только за совершение нарушений), так и дополнительным наказанием (за совершение преступлений, проступков и нарушений).

Конфискация может быть назначена как дополнительное наказание:

  • к уголовному заключению или уголовному заточению (т.е. при назначении уголовного наказания за преступление);
  • к тюремному заточению (т.е. при назначении исправительного наказания за совершение проступка);
  • к наказанию за нарушение.

Помимо этого конфискация рассматривается французским уголовным законом и как наказание, лишающее или ограничивающее права.

Конфискации согласно ст. 131-6 УК Франции подлежит:

  • одно или несколько транспортных средств, принадлежащих осужденному;
  • одно или несколько единиц оружия, которые принадлежат осужденному или которыми он свободно распоряжается;
  • предмет, который использовался или предназначался для совершения преступного деяния или явился его результатом.

Согласно ст. 131-21 УК наказание в виде конфискации обязательно для предметов, отнесенных законом к числу вредных или опасных.

Если вещь, подлежащая конфискации, не может быть осужденным представлена, то конфискация предписывается по стоимости. Вещь, подлежащая конфискации, передается государству, за исключением случаев, когда она подлежит уничтожению или присуждению другим лицам.

В отличие от многих компаративистов, отмечающих «устойчивую тенденцию, в соответствии с которой все больше государств отказываются от общей конфискации имущества как вида наказания в пользу института специальной конфискации», наше исследование показало обратное (см. Приложение № 5).

Так норма об общей конфискации сохранена не только в Белоруссии и Франции – она содержится также в уголовном законодательстве Армении и Латвии.

В Армении также имеется особая оговорка относительно общей конфискации: «размер конфискуемого имущества не может превышать размера имущественного вреда, причиненного преступлением, или размера выгоды, полученной преступным путем».

Особую позицию занимает латвийский законодатель, который не только признает общую конфискация, но и рассматривает ее в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания (ч.1 ст. 42 УК Латвии): «Конфискацией имущества признается принудительно безвозмездное отчуждение находящегося в собственности осужденного имущества или его части в собственность государства.

Конфискация может быть установлена в качестве основного наказания или дополнительного наказания. Может быть конфисковано также находящееся в собственности осужденного имущество, переданное им другому физическому или юридическому лицу.

Законом определяется то необходимое для осужденного или находящегося на его иждивении лица имущество, которое не подлежит конфискации».

При  этом конфискация имущества назначается только в установленных Уголовных законом случаях. Например, в качестве дополнительного вида наказания конфискация предусмотрена за совершение таких деяний, как: разбой (ст. 176), легализация полученных преступным путем средств (ст. 195), бандитизм (ст. 224), недозволенный посев и выращивание растений, содержащих наркотические вещества (ст.256), управлением транспортным средством под воздействием алкоголя, наркотических, психотропных, токсических или иных опьяняющих веществ (ст.262), приобретение и реализация имущества, добытого преступным путем, совершенные организованной группой (ч.3 ст.314), взяточничество (ст. 320) и пр.

В качестве основного вида наказания конфискация предусмотрена, например, за совершение таких деяний, как: злоупотребление полномочиями и превышение их, совершенные из корыстных побуждений (ч.2 ст. 196), присвоение взятки (ст. 321).

В качестве примера применения конфискации имущества в правоприменительной практике Латвии приведем приговор, вынесенный Верховным Судом Латвийской Республики в 2012 г., согласно которому виновный был приговорен к 18 годам лишения свободы с конфискацией имущества и последующим контролем полиции в течение 3 лет.

Причиной столь сурового приговора стало шокирующее по своей жестокости преступление – в 29 апреля 2010 г. В. Симанов заколол ножом свою 7-летнюю дочку, а затем поджег дом, в котором девочка жила вместе с матерью.

Если во всех вышеуказанных государствах конфискация имущества рассматривается как вид наказания (основной или дополнительный), то российское и немецкое законодательство иначе подходят к этому вопросу. В Германии, конфискация рассматривается как правовое последствие преступления, отличное от наказания.

При этом само название главы, содержащей предписания о конфискации, говорит о ее специальном характере – Глава VI «Конфискация приобретенного преступным путем и изъятие предметов и средств совершения деяния».

Таким образом, конфискация в немецком уголовном праве служит лишению исполнителя или соучастника всей выгоды, которую он непосредственно или косвенно получил за совершение или в результате совершения противоправного, причем не обязательно виновного деяния.

Если исполнитель или соучастник действовал в интересах третьего лица (например, юридического лица), и это лицо в результате содеянного что-то приобрело, то конфискация применяется в отношении имущества этого лица (п.3 §73 УК ФРГ).

Предметы, которые были приобретены в результате преступного деяния, или которые были предназначены для его совершения, могут быть изъяты в соответствии с положениями §74 УК ФРГ.

Право собственности в этом случае переходит к государству при условии, что они принадлежат исполнителю или соучастнику, представляют опасность для общества или могут служить совершению дальнейших преступных деяний.

В §76а предусмотрена возможность самостоятельного назначения конфискации и изъятия, если определенное лицо в силу фактических обстоятельств (например, побег или смерть) или названных в §76а правовых оснований (например, истечение срока давности, освобождение от наказания) не подлежит уголовному преследованию.

Как и во французском уголовном законе, §74f УК ФРГ предусматривает возможность возмещения ущерба за утраченную осужденным вещь, подлежащую конфискации.

В Российской Федерации, как известно, конфискация имущества была исключена из системы наказаний в 2003 г.2 Взамен этого, в результате принятия Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» раздел VI Общей части УК РФ «Принудительные меры медицинского характера» получил новое наименование «Иные меры уголовно-правового характера» и содержание: Глава 15 «Принудительные меры медицинского характера» и Глава 15 «Конфискация имущества».

Интересно
Мы согласны с мнением С.В. Розенко, отметившего в своей монографии «Система наказания в российском уголовном праве», что «…данная регламентация и обоснование закрепления иных мер уголовно-правового характера были обусловлены необходимостью возвратить конфискацию имущества в российский уголовный закон, но при этом избежать упреков в ошибочности решения, осуществленного Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ».

Отметим, что в российской науке с тех продолжается дискуссии о том, соответствует ли конфискация в ее нынешнем виде понятию мер уголовно-правового характера, а также о том, есть ли необходимость возвращения конфискации в систему наказаний.

В частности, сторонники исключения конфискации имущества из системы наказаний, отмечают такие ее негативные стороны, как: она направлена не только против виновного, но и отражается на имущественном положении его семьи; ухудшает условия исправления лица, отбывающего наказание, не связанное с лишением свободы, осложняет социальную адаптацию лица, отбывшего наказание в виде лишения свободы.

Другие ученые, напротив, выступают за конфискацию и предлагают вернуть ее в систему уголовных наказаний, подчеркивая тот факт, что в последние годы за рубежом все шире используется институт конфискации, который позволяет лишать лицо, обогатившееся в результате совершения преступления, незаконных прибылей и льгот.

При этом отмечается, что положения о конфискации имущества на протяжении последних тридцати лет неоднократно включались в конвенции ООН, Совета Европы, направленные на борьбу против незаконного оборота наркотиков, против транснациональной организованной преступности, против коррупции, против финансирования терроризма и пр.

Не вдаваясь в подробности этих дискуссий, отметим, что российское уголовное законодательство с 2006 г. установило, так называемую, специальную конфискацию.

Согласно ст. 104.1 УК РФ конфискации, т.е. принудительному безвозмездному изъятию или обращению имущества в собственность государства на основании обвинительного приговора, подлежат:

  • деньги, ценности, иное имущество, полученное в результате совершения преступлений, исчерпывающий перечень которых дан в п. «а» ч.1 ст. 104.1 УК РФ, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2 226.1 и 229.1 УК РФ, и любые доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;
  • деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступлений, указанных в п. «а» ч.1ст. 104.1 УК РФ, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;
  • деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
  • орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.

Кроме того, российский уголовный закон, также как и немецкий и французский, предусматривает возможность взыскания с обвиняемого денежной суммы, которая соответствует стоимости предмета, подлежащего конфискации, в случае, если этот предмет был утрачен (ст. 104.1 УК РФ).

Важное положение закреплено в ст. 104.3 УК РФ: при решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу. Аналогичное положение закреплено и в УК ФРГ в § 74а «Возмещение ущерба».

Таким образом, проведенное нами исследование института конфискации имущества в российском и зарубежном уголовном законодательстве показало отсутствие (по крайней мере, на примере тех стран, которые были подвергнуты анализу) тенденции к отказу государств от общей конфискации в пользу специальной конфискации имущества.

При этом два государства – Франция и Латвия, оставившие общую конфискацию в качестве уголовного наказания, входят в состав Европейского Союза. Поэтому обоснование некоторыми отечественными учеными исключения общей конфискации имущества требованиями международных правовых документов, не состоятельны.

Представляется, что общая конфискация является необходимой мерой в борьбе с отдельными видами преступных деяний, например, преступлениями террористической и коррупционной направленности, а также преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков и легализацией доходов от преступной деятельности.

В этой части мы поддерживаем тех научных и практических работников, которые предлагают вернуть конфискацию в российскую систему уголовных наказаний.

Подводя итог сравнительно-правовому исследованию имущественных наказаний, отметим следующее:

  • во всех анализируемых нами странах в качестве имущественных наказаний предусмотрен штраф. Причем, он рассматривается как в качестве основного наказания, так и дополнительного наказания. Наиболее сложный порядок исчисления предусмотрен российским Уголовным кодексом. Он включает возможность назначения наказания как в твердой денежной сумме (как, например, во Франции), так и в виде заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Последний вариант предусмотрен немецким и французским законодательством. Причем в УК Франции подобный порядок исчисления штрафа получил самостоятельное название – штрафо-дни – и отделен от штрафа в твердой денежной сумме в системе наказаний. В Германии такой штраф исчисляется в дневных ставках. Что же касается третьего возможного исчисления штрафа, предусмотренного ст. 46 УК РФ – кратный штраф (по отношению к взяточничеству и коммерческому подкупу), то такой вид исчисления зарубежному уголовному праву не известен;
  • конфискация имущества известна законодательству всех анализируемых нами стран, но в разных качествах: как вид наказания конфискация имущества существует в уголовном законодательстве Армении, Латвии, Белоруссии и Франции.

Причем во всех этих государствах предусмотрена общая конфискация. В России и Германии предусмотрена только специальная конфискация, причем в России конфискация рассматривается в качестве «иной уголовно-правовой меры», а в Германии – в качестве правового последствия преступного деяния.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)