Взгляды на суицид в разные времена

Суицидальное поведение являлось проблемой человечества во все времена. Конечно, со временем взгляды на сознательное лишение себя жизни трансформировались, одновременно изменялась и его нравственная оценка.

Интересно
Еще с древних времен ученые пытались осмыслить явление суицида с философских и научных позиций. При этом большое влияние оказывали религия, культура, политика, социально-экономические процессы, происходящие в той или иной стране и в мире в целом.

Самоубийство в древности. Неизвестно, когда именно человек впервые покончил жизнь самоубийством, но известно, что к намеренному и сознательному лишению себя жизни человек начал прибегать очень давно. Это подтверждают и антропологические исследования первой половины ХХ века. Одних племенах самоубийство считалось сугубо «личным делом», в других на самоубийство накладывалось табу, и его попытки жестоко каралась. Были и общины, где существовали религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством. Но, так или иначе, суицидам находилось место в любой культуре.

В некоторых культурах самоубийство рассматривалось как необходимость. Тяжелые условия выживания в прошлом нередко приводили общины к необходимости борьбы со смертью (голод, холод, нападение диких зверей). Существовал обычай, когда слабые и искалеченные члены племени выбирали смерть ради сохранения своей общины. В настоящее время такие обычаи покажутся чрезвычайно жестокими, однако тогда это было требованием суровой реальности.

Например, по традиции эскимосов, старики уходили в тундру и там замерзали. Когда миссионеры впервые увидели эту картину, они были поражены. Один из них, видимо, считая, что «это не побожески», произнес горячую пастырскую речь, и его слова убедили местных жителей, они нарушили древнюю традицию, став более милосердными.

Но когда через несколько лет миссионеры вернулись, они с ужасом обнаружили, что община исчезла, не выжила в условиях жестокого холода и голода. У вестготов существовала «скала предков», с которой старики прыгали вниз. В Древней Греции старики накануне добровольного ухода из жизни устраивали грандиозные торжества, а затем, облачаясь в праздничные одежды, выпивали цикуту – сильнейший яд.

Подобный обычай существовал и в Японии, где в деревнях в годы голода родители просили своих детей отвести и оставить их в горах. Название горы Обясутэяма в переводе дословно означает «гора, где умирали бабушки».

В первой половине ХХ века ученые наблюдали за жизнью жителей Малазийского архипелага, где до того времени все еще сохранились племена с первобытным строем. В них к суициду относились без порицания. Самоубийство являлось узаконенным актом, своего рода средством наказания, например, за нарушение табу. В этом случае приговоренный прыгал вниз с высокой пальмы или принимал яд.

Тем не менее существуют свидетельства и о крайне негативной оценке суицидального поведения в древности. Уже тогда суицид оценивался как наносящий ущерб племени или общине. Во многих племенах Нигерии, Уганды, Кении самоубийство расценивается как зло и заслуживает наказания. Например, дерево, на котором повесился самоубийца, и его дом сжигали «очистительным» огнем, а семье покойного было запрещено прощаться с умершим.

Самоубийство в эпоху Античности. В Древней Греции, давшей миру демократию, право добровольно покинуть этот мир в некоторых случаях приносило пользу гражданам. Например, средством самоубийства можно было выбрать разрешенный законом яд. Сократ, который судом был приговорен к смерти, предпочел не избегать приговора, а самостоятельно лишить себя жизни, и принял яд.

Самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и посмертно каралось позором. Так, в Афинах и Фивах самоубийцам отсекали руку и хоронили отдельно.

В Афинах, как и в некоторых других греческих городах, власти держали запасы цикуты. По закону «тот, кто не хочет больше жить, заложит основу ареопаги и, получив разрешение, уйдет из жизни».

Пифагор и пифагорейцы считали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во вселенную, полную гармонии. Аристотель считал, что смерть наступает в нужное время, а самоубийство – проявление трусости и слабости, хотя оно спасает от бедности, не считаясь с любовью, миром или болезнью.

Интересно
Сократ в своих диалогах неоднократно говорил о превосходстве смерти перед жизнью. Но самоубийство недопустимо, потому что рождение и смерть человека – воля богов. Сократ считал при этом, что самоубийство может быть уместным, если потребность в нем соответствует воле богов. Платон утверждал, что дух дан человеку, чтобы иметь смелость уйти от жизни, полной несчастий и страданий.

Для стоиков и эпикурейцев самоубийство было не только приемлемым поведением, в нем философы видели превосходство человека перед богами. В труде Юстиниана, являющемся классическим сводом римского права, указывается, что суицид, совершенный без причины, должен быть осужден, так как «тот, кто не жалеет себя, никого и других не пощадит». В период правления императора Древнего Рима Тарквиния Приска (616–579 до н. э.) трупы самоубийц распинали или отдавали на растерзание диким зверям.

При правлении Адриана суицид оценивался как преступление, за которое назначалось наказание в виде лишения родственников права на прощание и погребение тела, а также конфискация имущества. В Карфагене обнаженные тела женщин-самоубийц выставлялись на всеобщее обозрение, что в какой-то мере сдерживало других от подобных деяний.

Интересно, что воля императора приравнивалась к воле богов. По приказу императора житель Римской империи должен был покончить жизнь самоубийством. Наиболее известный пример — самоубийство Сенеки, который по приказу Нерона перерезал себе вены в теплой воде.

Все вышеперечисленное, конечно, касалось только римских граждан, рабов это не касались. Для них существовал другой закон, согласно которому, если раб покончил жизнь самоубийством в течение шести месяцев с момента обнаружения этого, тот, кто продал раба, обязан был вернуть все деньги, так как продал товар «ненадлежащего качества».

Евреи отрицательно относились к самоубийству. Их мировоззрение строилось на идее о том, что Бог дал человеку свободу принимать решения и следовать им. Евреи считали творческую жизнь величайшей ценностью, и человек в определенном смысле был не соперником Бога, а партнером в стремлении к творению. Закон утверждал, что нужно наслаждаться жизнью, а не отчаиваться, видя все явления божественного промысла. Самоубийство было непростительной роскошью для небольшого кочевого народа, жизнь каждого была драгоценна.

В Талмуде попытка самоубийства рассматривается как преступление, предмет суда и наказаний. Однако было признано, что самоубийца может действовать в состоянии безумия и больше нуждаться в сострадании, чем в наказании. Известно, что иудейский царь Саул совершил суицид, бросившись на меч. В 73 году н. э. защитники крепости Масада и Йотама смене вероисповедания предпочитали самоубийство.

Самоубийство в Средние века. Большие изменения во взглядах на суицид произошли с приходом христианства. В основе этой религии, как известно, лежит постулат о том, что жизнью человека волен распоряжаться лишь Бог: «Бог жизнь дал, Бог жизнь взял». Церковь полностью отрицала право человека на самоубийство.

В 452 году Арльским собором самоубийцы были признаны одержимыми дьяволом. В 533 году в Орлеане священнослужители отказали в погребении преступников, совершивших самоубийство, объяснив это тем, что они совершили самосуд, избежав наказания по закону.

В 563 году Бражский собор отказал не только преступникам, но иным людям, совершившим суицид, в праве на отпевание и погребение. С 693 года от церкви отлучались не только самоубийц, но и те, кто остался жив после попытки самоубийства.

В Европе началась настоящая война против суицида. В английских «Канонах» король Эдуард XI приравнял самоубийц к преступникам (разбойникам и ворам). В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь – для этого использовали окно, затем тело сжигалось, чтобы символизировать вечное горение души в адском огне.

В Бордо «террористов-смертников» вешали за ноги и выставляли на всеобщее обозрение, в Аббервиле – волочили лицом вниз по мостовой. По законам Сен-Луи собственность самоубийцы конфисковывалась, а если это была знатная персона, то все ее регалии снимались, разрушался дом, а прочее имущество становилось достоянием государственной казны.

Интересно
Привычным для того времени было захоронение самоубийц на перекрестках дорог. Им в сердце забивали осиновый кол, потому что, по поверьям того времени, душа самоубийцы не могла найти успокоение в небесах и была вынуждена бродить по земле, пугая живых. Случалось, что только из-за подозрения в самоубийстве могли откопать могилу, извлечь тело и выставить его на всеобщее обозрение.

Россия в этом смысле мало чем отличалась от Европы. В военном морской артикуле Петра I было написано о том, что тело самоубийцы надлежит привязать к коню и волочить по улицам в назидание тем, кто замыслит лишить себя жизни. Естественно, что при такой жесткой позиции государства количество самоубийств было крайне низким.

Самоубийство в Новое время. Первым, кто решил взглянуть на самоубийство с другой стороны, был М. Монтень. Он писал о нем, как «благородном средстве». Д. Юм в 1777 году опубликовал свою работу под названием «Самоубийцы». Книга мгновенно попала в список запрещенных изданий.

Вследствие того, что отношение к самоубийству как к явлению постепенно менялось, тех, кто его совершил, стали чаще признавать уже не преступниками, а психически нездоровыми людьми.

Постепенно отменялись законы, которые обозначали наказание на суицид. Сначала это было сделано во Франции в период Французской революции. Однако, например, в США в 1881 году собранием штата Нью-Йорк лицам, чьи попытки суицида не были завершены, определялся срок наказания в 20 лет. Более жестокий закон действовал в Англии. Согласно английскому законодательству, неудачная попытка суицида завершалась палачом. В период с 1941 по 1955 годы в Англии за попытку суицида было привлечено к уголовной ответственности 44 956 человек. Только в 1961 году суицид перестал квалифицироваться как уголовное преступление.

Важно отметить, что в современном мире нет единства взглядов по вопросам самоубийства и суицидальных попыток. В Соединенных Штатах Америки самоубийство в большинстве штатов не признается противозаконным актом.

Тем не менее в шести штатах попытка суицида квалифицируется как преступление, за которое назначается уголовное наказание. Не считаются преступными действиями ни суицид, ни попытка суицида в Японии. Практически во все исторические периоды в Японии самоубийство не запрещалось. Исключением явился XVIII век, когда суицидальные акты были весьма многочисленны.

В Голландии с 1809 года суицид и попытка суицида как деяния, влекущие за собой смерть, были признаны противозаконными. В Австралии самоубийство и его попытка не являются противозаконными актами. В Южной Африке суицид также не считается преступлением, но рассматривается как антисоциальное поведение.

В ряде африканских стран суицид и попытка суицида караются законом. На Кубе законов, согласно которым за самоубийство положено наказание, не существует. В числе европейских стран последней выведшей суицид из реестра преступных деяний стала Ирландия (1993). Таким образом, в настоящее время все еще существуют значительные расхождения во взглядах на суицидальное поведение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)